ПРОФТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОСНОВНОЙ ПУТЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПРОИЗВОДСТВО

Из пятилетнего плана Наркомпроса Киргизской АССР

1 сентября 1929 г. …Главная цель, преследуемая профессионально-техническими школами,— вовлечь национальную женщину производство. До 1928/29 г. существовали четыре школы: в г. Фрунзе, Джалал-Абаде, Оше и Караколе. В 1928/29 г. часть их была реорганизована, но в дальнейшем предполагается число их [опять] довести до четырех.

В профессиональных школах будут подготавливаться мастерицы по портняжному, швейному, трикотажному делу (г. Каракол, Талас), по ковровому делу (г. Джа-лал-Абад), по шелкомотальному (г. Ош, при ошской фабрике).

Тот факт, что в прошлые годы свыше 35% учащихся были приходящие, не давал возможности вовлечь в школы женщину из аулов и кишлаков в количестве, какое намечал Наркомат просвещения Киргизской АССР. В дальнейшие годы профессионально-технические школы должны иметь полный интернат для детей беднейшей части населения. В эти школы может быть принят известный процент приходящих, но в плане мы этому моменту отражения не даем.

Норма учащихся в профессиональных школах такова— 3 курса: на первом нормальный комплект содержит 35 человек, па остальных двух — по 30 человек. Отсев в 5 человек надо признать минимальным при тех трудностях, которые обнаруживаются с вовлечением и удержанием жительниц аула и кишлака в производстве.

В течение трехгодичного обучения ученицы помимо специальной подготовки по квалификации получают знания по общеобразовательным предметам немного выше программы школ I ступени, поскольку большинство учениц до поступления обладает знаниями в пределах двух групп аульной школы I ступени. В результате прохождения полного трехгодичного курса обучения ученицы получают звание инструктора по своей специальности.

Профессионально-техническим женским школам Киргизский наркомат просвещения придает чрезвычайно важное значение. Они являются передаточным звеном, в котором происходит производственная смычка с восточной женщиной и организуются кадры практических проводников новых начал на самом консервативно-упорном участке старого киргизско-узбекского быта. Поэтому специальному образованию в профессионально-технических школах сопутствует общеполитическая подготовка.

Не меньшее значение этих школ и в смысле внедрения в местную жизнь организационно-трудовых навыков.

За пятилетие окончат школы минимум 294 женщины.

ЦГА КССР, ф. 688, on. 1, д. 334, л. 23. Копия.


Другие записи: