Порядок изъятия «излишних земель»

В инструкции от 9 июля 1909 года, определявшей порядок изъятия «излишних земель» у казахов, указывалось, что «в случае обнаружения явной недостаточности для какой-либо обособленной по землепользованию группы киргиз следуемого ей земельного обеспечения, ввиду нахождения в этой группе отдельных хозяйств с большим количеством скота и крупными размерами запашек и укосов в пользовании группы могут оставляться сверх причитающегося обеспечения земельные площади в мере действительной потребности».

Большое количество скота, обширные пастбища и пашни, конечно, были у баев. Следовательно, только они могли иметь земельные участки сверх установленных инструкцией норм, а во многих случаях им передавали земли, отнятые Переселенческим управлением у трудящихся казахов. В одном из аулов Илекской волости Тургайской области у казахского населения было изъято 2 400 десятин земли для компенсации убытков двух баев, которые они якобы понесли при образовании переселенческих участков.

По указанию царского правительства Переселенческое управление создавало большие «оброчные статьи», которые сдавали в аренду баям. Так, например, «в Че-дертинской волости Уральской области для султана Каратаева и волостного управителя Джубана Галиева были образованы оброчные статьи — для первого в 3, 5 тыс. десятин, для второго — 1 417 десятин».

Многих баев-полуфеодалов не устраивала аренда «оброчных статей». Их не удовлетворяло также и оставление в пользовании значительной части общинных земель. Они принимали все меры к тому, чтобы, кроме этих земель, закрепить огромные площади в свою частную собственность. Баи один за другим ходатайствовали перед царским правительством о наделении землей и передаче ее в собственность. «Нам желательно, — писали в своем прошении дворяне Баймухамедовы, — чтобы нас наделили как дворян на тех же началах, как это принято вообще в России, с теми же преимуществами, которые существуют в последней». Известный бай И. Дсаманчалов просил у царского правительства представить ему в собственность 2 000 десятин земли. При этом он ссылался на огромные размеры своего хозяйства и заслуги перед царизмом.

Феодально-байская верхушка аула широко использовала при производстве землеустроительных работ систему подкупов чинов Переселенческого управления. Вот что сообщала 20 марта 1913 года газета «Вакыт», издававшаяся в Оренбурге.

«В мае месяце прошлого года в Туз-Тобинскую волость Актюбинского уезда приехали землемеры в количестве восьми топографов и произвели расследование для образования переселенческих участков на землях 14 киргизских аулов. В результате на землях шести аулов образовали участки для переселенцев. Самые хорошие земли были переданы для переселенцев, а песчаная негодная земля оставлена киргизам.

Топограф остановился в двухэтажном доме у сыновей Джумагула Хазрета, и его здесь обильно угощали по киргизскому обычаю, и даже летом сюда два раза приезжал гостить Зубров. Каждому из них были подарены «незабвенные подарки», и этим была высказана щедрость киргиз.

Зубров в местности Тумар-Атколь у киргиз аула 5 Мукаша Карамышева в присутствии всех и доверенных аксакалов объявил сыновьям Джумагула Са-гидули и Абдывалию следующее: «Ваш отец был мноугоуважаемый среди населения, поэтому я вас уважаю и оставляю на каждую душу по 50 десятин».

Таким образом, царизм защищал интересы байства, обрушивая всю тяжесть своей колониальной политики на трудящихся аула. И в условиях колониального режима баи, духовенство сумели обеспечить себя пастбищами на лучших землях.

Политическое бесправие и угнетение трудящихся национальных окраин еще больше усилились в период столыпинской реакции. Однако революционная борьба рабочего класса и крестьянства против царизма не прекращалась. Репрессивные меры царской администрации по отношению к «неблагонадежным» не могли, конечно, изменить ход исторических событий. Среди казахских трудящихся усиливалось революционное брожение, перераставшее иногда в открытые столкновения с колониальной администрацией. Главный управляющий землеустройством в своей телеграмме от 2 марта 1907 года на имя губернатора Тургайской области о сопротивлении казахов против изъятия у них земли писал: «Ввиду обнаруживаемых киргизами попыток противиться законным правительственным распоряжениям переселению прошу Ваше пр-во [о] настойчивой, твердой поддержке [в] защите прав русских переселенцев. . . ».


Другие записи: