ХРОНИКА ИЗ ГАЗЕТЫ «СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ЛИСТОК» О ВСЕОБЩЕЙ ЗАБАСТОВКЕ И ТРЕБОВАНИЯХ РАБОЧИХ г. СЕМИПАЛАТИНСКА

1906 г., июня 6.

4 июня в Народном доме было многолюдное собрание всех профессий, к которым присоединились до 300 человек, работающих на трех мойках жабыгы (жабыгы — овечья шерсть весенней стрижки) Асеева, Колмакова и Злоказо-ва. Народный дом уже утром был переполнен народом. Рабочие вспомнили еще о своих товарищах мойщиках и человек 50 отправились из Народного дома снимать их с работы. Часа через два-три времени новая волна из мужчин, женщин и детей ворвалась в Народный дом. В помещении не хватало места, и многие из этой тысячной толпы стояли в сенях Народного дома и на улице.

На собрании рабочие разделились на группы по профессиям; для выработки общих требований рабочих каждой отрасли производства были избраны от каждой группы представители, депутаты. Таких депутатов оказалось до 25 человек, В Том числе есть несколько женщин.

На собрании выяснилось, что работы на мойках начинаются с 4 часов утра и заканчиваются в 9 часов вечера; причем на мойке работают малолетние в возрасте от 10 лет и за свой пятнадцатичасовой труд получают по 15 коп. Женщины получают от 25 до 40 коп., причем высшую заработную плату получают с началом полевых работ и сс спросом рабочих рук на эти работы; самый большой размер платы мужчины в данное время 55 коп.

Рабочие мойки выставили следующие требования: десятичасовой рабочий день для взрослых и 8-часовой — для детей, т. е. с 6 часов утра до 6 часов вечера с двухчасовым перерывом на обед; в дни предпраздничные, с теми же перерывами на обед, заканчивать работу в 4 часа; увеличение жалования мужчинам до 70 коп., женщинам до 50 коп. и детям до 25 коп.; право ежедневно командировать выборного из артели за закупкой провизии на базар, с сохранением такому артельщику установленной заработной платы; бесплатная медицинская помощь и пользование поденной платой за первые три дня болезни; вежливое обращение администрации с рабочими и прекращение непозволительного отношения к женщинам со стороны некоторых нарядчиков; не увольнять рабочих за забастовку и не лишать поденной платы за забастовочные дни. А так как мойка находится на левом берегу Иртыша, а многие рабочие живут на правом берегу, то рабочие мойки требуют переправы через Иртыш отнести за счет хозяев мойки. К этим требованиям рабочие мойки присоединили требование — уволить одного из нарядчиков за возмутительные его отношения к женщинам и девочкам-подросткам и о разоружении стражников, которые с некоторого времени вооружены винтовками; подобная обстановка задевает нравственное чувство рабочих.

Нам передают, что старший конторщик мойки Асеев в 9 часов вечера стал выгонять из бараков рабочих, пришедших ночевать за то, что они участвовали в забастовке; среди прогоняемых были девушки и беременная женщина… После некоторых доводов со стороны рабочих, конторщик уступил просьбе и разрешил остаться в бараках до утра с тем, чтобы утром рабочие очистили бараки.

Газета «Семипалатинский листок», № 35, 6 июня 1906 г.


Другие записи: