Особенности патриархальной семьи и родовых отношений

Пережитки родового быта у казахов наблюдались и в том, что у них существовала большая патриархальная семья, состоящая из трех поколений: отца, женатых и холостых сыновей и внуков. Такая семья вела общее хозяйство: посевы, скот, пастбищные угодья были у них общими. Во главе семьи стоял старший, обычно отец, называвшийся аул-аксакалы, который и руководил хозяйством, ему подчинялись все. Женитьба того или иного члена патриархальной семьи, выделение в самостоятельное хозяйство зависело исключительно от воли аксакала.

Сохранялись еще такие пережитки патриархально-родового быта, как авторитарность, ответственность рода за преступление, кровная месть. В области правовых и семейных отношений пережитки родового быта проявлялись у казахов, например, в принижении роли женщины, в существовании многоженства, аменгерства, в обычае уплаты калыма за невесту сородичами — ближайшими родственниками по линии отца.

Казахский род в начале XX века отнюдь не представлял собой объединения людей, связанных кровным родством, хотя люди, образующие его, и считались потомками одного лица. На самом деле, как правило, они происходили от разных, далеких друг от друга предков, и род давно принял классовый характер. Тем не менее пережитки родовых отношений были весьма сильны, что объясняется низким уровнем развития материального производства в ауле. В. И. Ленин указывал, что «чем более отсталой является страна, тем сильнее в ней мелкое земледельческое производство, патриархальность и захолустность, неминуемо ведущие к особой силе и устойчивости самых глубоких из мелкобуржуазных предрассудков. . . ». В сохранении пережитков родового быта была заинтересована экплуататорская верхушка аула; феодально-байские элементы использовали взгляды и представления, порожденные родовым строем, для укрепления своего господства в ауле под видом защиты родовых интересов (родовая борьба, родовое землепользование и т. д.). Они старались внушить эксплуатируемым низам идею общности интересов рода независимо от классовой принадлежности, идею необходимости сохранить всюду в родовой общине так называемый ынты-мак (мир). Кто нарушал ынтымак, а нарушителями его были почти всегда бедняки, тот, согласно родовым обычаям, объявлялся предателем интересов рода и отступником от установившихся в нем традиций.


Другие записи: