Родовая идеология

Характерно, что в целях пропаганды родовой идеологии феодально-байские элементы пускали в ход такого рода поговорки: «чем быть султаном в чужом роде, лучше быть рабом в своем», «если погибнуть, то лучше со всем родом вместе», «безродный джигит бием не станет, одна палка юртой не станет» и т. п.

Родовая идеология давила на умы трудящихся, противопоставляла членов одного рода другому. Многочисленные родовые обычаи сковывали казаха с младенчества, унижали его честь и человеческое достоинство, затемняли его сознание. Трудна и сложна была борьба с влиянием родовой идеологии. Лучшие представители казахского народа — Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Ал-тынсарин и многие другие — сделали эту борьбу своим знаменем. Все прогрессивное в казахской степи восставало против мертвящего гнета родовых обычаев и традиций. Но в условиях господства патриархально-феодальных отношений родовая идеология оставалась живучей.

Родовая идеология

Пережитки родового быта у казахов в сочетании с кочевым образом жизни создавали весьма выгодные условия для господства феодально-байской верхушки аула. Царизм стремился сохранить эти пережитки, намеренно усиливая отсталость казахского народа, обрекая его на нищету и разорение. Трудящиеся массы жили под вечным страхом джута, неурожая и голода. На их шее сидели баи, бии, муллы, волостные управители, старшины, жандармы и т. п. Трудящиеся аула подвергались двойному гнету: как со стороны «своих» — баев, так и со стороны царизма.


Другие записи: