ИЗ ДОКЛАДА ПРЕЗИДИУМА ЦИК ТУРКМЕНСКОЙ ССР В ПРЕЗИДИУМ ЦИК СССР О ПРОВЕДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БЫТОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

4 февраля 1928 г.

Под бытовыми преступлениями в жизни туркменского населения надо понимать такие отрицательные явления, которые, являясь вредными пережитками прошлого, препятствуют хозяйственному, политическому и культурному развитию Туркмении.

Главные из них — кровная месть, умыкание женщин, выдача замуж малолетних и несовершеннолетних, многоженство, кайтарма и понуждение женщины к разводу.

Не менее вредным обычаем является калым как средство незаконного обогащения одних за счет обеднения других.

В основе борьбы с этими отрицательными явлениями лежат мероприятия экономического и культурно-просветительного характера.

Но ограничиться ими нельзя: бытовой уклад туркменского населения складывался веками, освящен шариатом и покоится на обычае.

Культурное и хозяйственное развитие страны рассчитано на десяток лет, между тем во всей практике работы центральных и местных органов власти за время существования Туркменской республики население с необычайной настойчивостью изо дня в день в многочисленных жалобах, заявлениях и выступлениях на аульных собраниях и дехканских беспартийных конференциях предъявляло к правительству требование— упорядочить вопросы его повседневного существования.

Вопросы быта значительны, и разрешить их хорошо написанными законами нельзя.

К тому же Туркмения в своих национальных и бытовых особенностях далеко не достаточно изучена; поэтому к изданию закона по бытовым вопросам правительство Туркменистана подходило весьма вдумчиво и осторожно.

Под влиянием требований населения, на опыте работы в ауле III сессия ЦИК 1-го созыва вынесла первое постановление по вопросам быта, которое в основном

Знаменовало собой верное направление борьбы с бытовыми преступлениями —наряду с мероприятиями культурно-хозяйственного порядка правительство перешло к способу административно-судебного воздействия.

Постановление это охватывало собой исключительно вопросы, связанные с раскрепощением женщины (брачный возраст, калым, многоженство, понуждение к разводу и вступление в новый брак).

Анализ этого законодательного акта дает основание для суждения о том, что действующее законодательство по вопросам быта в полной мере все же не отвечает условиям туркменской действительности, является неполным и не охватывает всех бытовых особенностей Туркменской ССР.

Неполнота постановлений устанавливается из следующих оснований: под многоженством, например, понимается вступление в новый брак уже женатыми лицами коренного населения. Между тем, согласно действующей в пределах Туркменской ССР соответствующей статьи Кодекса законов об актах гражданского состояния, только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, а так как случаев регистрации браков коренного населения почти не имеется, то, несмотря на опубликование постановления Ш-й сессии ЦИК ТССР о многоженстве, ни второй, ни третий брак лица коренного населения не будет составлять многоженства, так как ни один из них не зарегистрирован и, следовательно, по действующему закону не является браком.

Поэтому постановление III сессии ЦИК ТССР о многоженстве без внесения соответствующих изменений в Кодекс законов об актах гражданского состояния должно было бы явиться законом, который не мог бы иметь применения.

В вопросе о калыме не было законодательного уточнения по вопросу о том, за какой период времени можно требовать возврата калыма, т. е. будут ли действительны требования о возврате калыма, уплаченного до внесения постановления III сессии ЦИК, или же нет.

Кроме того, указанное постановление совершенно не касалось других особенностей местного быта, в частности, например, убийства на почве кровной мести и других вопросов.

Постановлением II сессии ЦИК ТССР 2-го созыва законодательство по бытовым вопросам было восполнено законами (о кайтарма, о кровной мести, об умыкании) и уточнен порядок обратного истребования калыма…

Принятое по бытовым вопросам законодательство явилось результатом большой работы, проделанной правительством и общественными организациями как путем проработки законопроектов внутри аппарата, так главным образом и путем проведения соответствующей кампании среди профессиональных и дехканских масс, на беспартийных рабочих и дехканских конференциях.

Таким образом, законодательство по бытовым вопросам не является надуманным, а в полной мере отражает собой особенности быта Туркмении и его отрицательных явлений.

При дальнейшем подробном обследовании округов и районов ТССР, при изучении имеющих место в этих пунктах бытовых преступлений есть основания ожидать, что при наличии различного национального состава и различных условий жизни и быта встретится необходимость в дальнейшей проработке и пополнении указанного законодательства новыми нормами, учитывающими эти местные особенности.

Истекший со времени опубликования законодательства срок не дает оснований судить со всей уверенностью о результатах проведения его, тем не менее судебная практика отмечает,

1) что количество разводов в судах ТССР сократилось, т. е. под угрозой судебной ответственности лица, корыстно заинтересованные в них, не имеют возможности безнаказанно и легко злоупотреблять своим влиянием на женщину туркменской семьи;

2) что же касается применения уголовного законодательства по бытовым вопросам, то число случаев привлечения к ответственности за нарушение норм уголовно-бытового законодательства невелико, чтобы судить о динамике преступности бытового характера; в судах ТССР имеется с точностью неучтенное и немалое прогрессирующее поступление заявлений о возврате калыма— фактор целесообразности издания закона о возврате калыма.

Итоги применения законодательства по бытовым воп-

Росам в целом возможно будет подвести примерно в половине 1928 года, когда разъяснительная кампания но вопросу постановлений II сессии ЦИК будет проведена полностью.

ЦГА тсср, ф. 1, оп. 3, д. 163, л. 88—103.

Копия.


Другие записи: