КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ИЗ ГАЗЕТЫ «ИСКРА» О ЖЕСТОКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАБОЧИХ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОРЕНБУРГСКО-ТАШКЕНТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И СМЕРТИ 46 РАБОЧИХ

1903 г., февраля 1.

Постройка [Оренбургско-]Ташкснтской железной дороги за последнее время быстро подвинулась вперед: так, по крайней мере, сообщают газеты; но чем сопровождается это «подвинулась вперед» — в газетах ни гу-гу. Не стоит говорить об обсчитывании подрядчиками рабочих, о чрезмерной эксплуатации, о ямах, покрытых соломой, носящих название бараков, о щах ьз гнилых сушеных овощей — все это слишком заурядные явления, чтобы об этом стоило говорить. Ни одна постройка железной дороги не обошлась без этого: примером могут служить порядки на постройке Волго-Донской железной дороги, увековеченные статьей Добролюбова: «Опыт отучения людей от пищи». Но на постройке [Оренбургско-]Ташкентской дороги недавно произошел случай, который заставил многих задуматься. Одним из крупных подрядчиков на постройке этой дороги был некий Калита, осенью 1902 г. обанкротившийся. Многие тогда укоризненно покачивали головами и жалели о «бедных» пострадавших кредиторах Калиты. Никто не знал о той трагедии, которая разыгрывалась в среде его рабочих на седьмом участке, закончившейся страшной катастрофой. Выдачу денег рабочим Калита под разными предлогами затягивал и, обанкротившись, совсем перестал платить. Ограбленные, таким образом, рабочие решили двинуться пешком за 450 верст в Оренбург. Это было в то время, когда в степи морозы достигали 30 градусов, и многие рабочие в ситцевых рубахах, в дырявых сапогах отправились в дальний путь. Калита, по договору, к наступлению холодного времени должен был доставить рабочим теплую одежду и обувь и, конечно, этого не исполнил. Рабочим путешествие в такую стужу, чуть не нагишом, даром не обошлось: многие себе отморозили руки, ноги и лицо, а 46 человек за Ак-Тюбе замерзли совсем (по другим источникам число мертвых от 25 до 35 человек). Рабочий отдал Калите свою рабочую силу,— другими словами, все свое существование, а взамен этого получил систематическое голодание и, в конце концов, смерть вдали от родной деревни, в киргизской степи. Вот благодеяния, которыми капитал дарит род человеческий… Постройка Оренбургско-Ташкентской дороги будет скоро закончена, и первый поезд, после торжественного молебствия, с громкими речами о культурной миссии железнодорожных жандармов, двинется по трупам убитых адской эксплуатацией рабочих. Говорят, что Калита обанкротился благодаря вымогательствам казенных инженеров. Если это так, то в смерти 46 рабочих, кроме Калиты, виновно наше самодержавно-попечительное правительство. Еще одна капля в том море крови, которое оно пролило и проливает.

Газета «Искра» № 33. 1 февраля 1903 г.


Другие записи: