Работа партийных организаций в армии

В пропагандистской и организаторской работе партийных организаций в армии главное внимание уделялось распространению среди солдат и матросов программных и тактических лозунгов большевиков. В этих целях в армию направлялась большевистская литература, широко распространялись газеты «Правда» и «Социал-демократ», брошюры и книги. Военные партийные организации проводили митинги, собрания и беседы, на которых разъясняли матросам пути выхода из войны, большевистские лозунги «Вся власть Советам! », «Мир! », «Хлеб! », «Рабочий контроль! ». Большое значение придавалось братанию солдат на фронте, которое способствовало укреплению братского доверия между солдатами различных стран и их революционизированию.

Таким образом, пропагандистская и организаторская работа большевиков проясняла политическое сознание солдат, высвобождала их из-под влияния меньшевиков и эсеров.

Под руководством большевистских организаций солдаты прошли большую политическую школу. Среди них были и солдаты из Казахстана. Солдаты-фронтовики, приезжавшие в отпуск в родные края — в Казахстан, встречались со своими родными, близкими и знакомыми. Через них революционные, большевистские идеи распространялись в казахских аулах. Один из активных участников борьбы за Советскую власть в Западном Казахстане Михаил Терентьевич Ряхов в своих воспоминаниях о первых шагах сельских и аульных Советов, о роли солдат и матросов в деле революционной мобилизации масс пишет: «И вот в Темире, потом в окружающих русских переселенческих поселках и, наконец, в казахских аулах летом 1917 года раздается большевистский, ленинский призыв «Вся власть Советам! ». Первыми этот лозунг принесли в Темир большевики-матросы Балтийского флота, прибывшие в город в июне 1917 года. Они пропагандировали, как писала уральская буржуазная газета «Уральский вестник», самые «крайние идеи большевизма», рассказывали правду о Ленине. При помощи матросов в Темире был организован Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Однако не удалось матросам довести дело до конца — они вынуждены были оставить город. Совет занялся мелкими делами и стал как бы придатком управления воинского начальника. К тому же сам воинский начальник каким-то образом стал председателем Совета.

Между тем события развивались. Глубоко в сознание простых людей запали рассказы матросов-большевиков о Советах, о большевиках, о вожде В. И. Ленине. «Узун-кулак» донес и до аулов весть о матросах-большевиках. Мне пришлось в то время побывать в русских поселках и в ряде казахских аулов. Я слышал всюду высказывания простых людей, что большевики стоят за бедных, против богачей. И здесь мне задавали такие же вопросы, как в городе: «Когда же настанет та хорошая пора, о которой говорили матросы-большевики, когда же кончится ненавистная война? » Новые слова: Советы, большевики, буржуазия — входили в речь крестьян»Выступления солдат-фронтовиков имели место и в других местах Казахстана. Летом 1917 года, например, в городе Лепсинске вспыхнуло восстание трудящихся города против органов Временного правительства. В обвинительном заключении мирового судьи Лепсинского уезда о революционных событиях в этом городе мы читаем следующее: «. . . на площади происходил митинг. Дегтярев и его единомышленники, находящиеся в контрольной комиссии, предложили идти и взять оружие у караульной команды силой. Дегтярев говорил, что он большевик и что они, большевики, установили порядок в Царицыне и Самаре, и приглашал народ следовать за ним.

Митинг поддержал предложение Дегтярева, и тогда толпа с красным флагом с надписью «Долой старое лепсинское правительство, да здравствует свобода! » отправилась к казармам».

Дегтярев и его товарищи — солдаты были отпущены из воинских частей временно, до первого требования, для проведения полевых работ. Они вели революционную работу среди солдат Лепсинска, а также крестьянского населения, включая и казахов. Их выступления на митингах и собраниях солдат и трудящихся крестьян имели большой успех. В телеграмме комиссара Временного правительства по Лепсинскому уезду командующему Туркестанским военным округом о высылке воинской части для подавления восстания в Лепсинске говорится, что на стороне Дегтярева находилось 500 солдат.


Другие записи: