Разгром внешней и внутренней контрреволюции в казахской степи

Особая роль в разгроме внешней и внутренней контрреволюции в казахской степи принадлежит русскому народу, его выдающимся деятелям М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышеву, которые непосредственно руководили боевыми действиями Красной Армии на территории Казахстана против белогвардейцев и буржуазных националистов. В борьбе с иностранной военной интервенцией и внутренней контрреволюцией в Казахстане важную роль сыграли легендарный герой гражданской войны В. И. Чапаев и прославленный комиссар его дивизии Д. А. Фурманов.

Все народы, населяющие Казахстан, участвовали гражданской войне против интервентов и белогвардейцев, отстаивая родную Советскую власть, свое право быть свободными и равноправными. Из среды народных масс вышли легендарные герои, которые мужественно и умело руководили боями за Советский Казахстан. Русские Н. И. Тимофеев, Л. П. Емелев, К. М. Иноземцев, украинец Л. И. Таран, казахи А. Иманов, А. Джангильдин, У. Джандосов, А. Майкутов, уйгур А. Розыбакиев, дунган Магазы Масанчи, татарин Б. Шегабутдинов и многие другие кровью своей скрепляли дружбу народов.

Большую помощь трудящимся Казахстана в их борьбе против контрреволюции оказывало правительство Российской Федерации, постоянно направлявшее в Казахстан оружие и боеприпасы, обмундирование и снаряжение, промышленные товары и т. д. Ярким примером такой помощи является отправка на Актюбинский фронт транспорта и боеприпасов, доставленного Алиби Джангильдиным летом 1918 года.

Весной 1918 года Советы Тургайской области обратились в Совет Народных Комиссаров РСФСР с просьбой об оказании помощи трудящимся области в их борьбе против врагов Советской власти. Для передачи этой просьбы в центр выехала группа членов областного исполкома Советов во главе с Алиби Джангильдиным. Правительство Федерации оказало помощь делегации, выделило необходимые средства на организацию советской работы на местах и на формирование в Тургайской области красноармейских частей.

А. Джангильдин со своим отрядом, который был выделен для охраны делегации, намеревался вернуться в Тургай по железной дороге через Уфу или Екатеринбург. Однако чехословацкий мятеж помешал ему осуществить этот план. Остался только путь через Астрахань и Каспийское море. Джангильдин со своим отрядом отправился в Астрахань и оказал существенную помощь его защитникам. Отряд Джангильдина вместе с астраханцами под огнем белых ворвался в кремль и принял активное участие в разгроме мятежников. Важно подчеркнуть, что отряд Алиби Джангильдина состоял из представителей нескольких национальностей, и все они воспитывались в духе интернационализма.

В Астрахани отряду Джангильдина было поручено доставить через пустыню на Тургайский фронт патроны, снаряды, различные боеприпасы, снаряжение.

Сначала оружие и боеприпасы были отправлены на двух шхунах по Каспийскому морю и благополучно доставлены на пустынный берег полуострова Бузачи. Здесь отряд Алиби Джангильдина оказал помощь трудящимся Адаевского уезда в организации Советов. В свою очередь адаевцы помогли отряду, выделив в его распоряжение лошадей, верблюдов и фураж. Сотни ада-вцев добровольно вступили в отряд Джангильдина. Один из участников борьбы за победу Советской власти, член КПСС с 1919 года Мурзагали Алибаев в своих воспоминаниях об отряде Джангильдина и о пребывании его в Мангышлакском уезде летом 1918 года пишет: «В укреплении Советской власти в волостях уезда большую роль сыграло месячное пребывание здесь (летом 1918 года) отряда А. Джангильдина. Сотни молодых адаевцев вступили в ряды Красной Армии. Одним из первых в отряд Джангильдина пришел Тулесин Алиев. Местный уроженец, он оказал помощь отряду в переходе через плато Усть-Урт и степи. Т. Алиев до конца гражданской войны сражался с врагами революции сначала на Оренбургском, позднее на Восточном, а также и на других фронтах».

Отряд Джангильдина шел, преодолевая длинный и трудный путь, через безлюдные и безводные степи. 1200 верблюдов и лошадей были тяжело нагружены оружием и боеприпасами. Около трех месяцев длилось путешествие отряда по солончакам и пескам. 11 ноября 1918 года отряд прибыл на станцию Челкар. Здесь оружие и боеприпасы были переданы войскам Актюбинского фронта, сражавшимся против белогвардейской банды атамана Дутова. Доставленное отрядом Джангильдина оружие и боеприпасы помогли Красной Армии нанести серьезный удар по врагам.

Отсюда отряд Джангильдина отправился в Иргиз, где в это время был сформирован отряд Красной Армии, которым командовал большевик И. Ф. Киселев. Вот как описывает прибытие отряда Джангильдина в Иргиз один из организаторов борьбы за победу Советской власти и разгром Алаш-Орды в Тургайской области, член партии большевиков с 1918 года Баймен Алманов. «5 декабря 1918 года, — пишет Алманов, — в Иргиз прибыл

Чрезвычайный комиссар Степного края Джангильдин с отрядом в 200 человек. Это оживило деятельность местных органов и, главное, подняло настроение местных коммунистов, боровшихся с белыми. Выступившему из Иргиза по направлению к Тургаю отряду Джангильдина неминуемо предстояло столкнуться с Алаш-Ордой, которая, организовав отряды из насильственно мобилизованной казахской молодежи, под общим командованием колчаковских генералов намеревалась занять Кустанай, Тургай, Орск, Иргиз, Актюбинск.

Иргизский комитет партии выделил 40 человек для сопровождения Джангильдина, и 13 декабря 1918 года мы выступили в поход в сторону Тургая.

Кроме трудностей, связанных с нехваткой теплой одежды, транспорта и т. п., нас беспокоила опасность возможного нападения колчаковцев и алаш-ордынцев. В течение восьми суток мы вынуждены были вести день и ночь усиленную разведку, часто недосыпая, недоедая, перенося адский холод и другие лишения, сопряженные с походной жизнью в степной обстановке. Наконец мы добрались до Тургая. По приказу Джангильдина был организован уревком, военным комиссаром назначен Амангельды Иманов, командовавший казахскими джигитами в восстании 1916 года. По поручению Джангильдина мы с Киселевым, военным комиссаром Иргизского уезда, приступили к созданию большевистской организации в Тургае. Нам удалось организовать ячейку из 13 человек. Руководство было поручено уездному комитету в Иргизе, где в то время насчитывалось около 140 человек РКП(б).

Получив от Джангильдина два пулемета и несколько десятков винтовок, мы, иргизцы, выехали обратно к себе»Отряду Джангильдина и Киселева удалось выбить белогвардейцев из Тургая и восстановить там Советскую власть.

Там, где однажды уже была установлена Советская власть, трудящиеся аула не хотели иметь другой власти, тем более они не хотели власти предателей из Алаш-Орды. Никакие жестокости, к которым прибегали главари контрреволюционных отрядов, не могли удержать бедняцко-батрацкие массы аула от перехода на сторону Советской власти.

На освобожденной от алаш-белогвардейских банд территории проходили съезды представителей трудового казахского населения, на которых принимались решения об укреплении местных органов Советской власти. 27 января 1919 года «съезд представителей 12 волостей Иргизского уезда киргизского народа в составе 250 чел. единодушно постановил организовать твердую Советскую власть на местах, известить всех товарищей, сражающихся на фронте, о нашем твердом желании помогать им всем, чем можем. Отныне водрузим красное знамя трудового киргизского народа. Будем вести самую беспощадную борьбу с врагами революции. Да здравствует тов. Ленин!. . . Просим всех товарищей киргиз присоединиться к нам и идти рука об руку под руководством Чрезвычайного комиссара семи областей и почетного председателя съезда тов. Джангильдина».


Другие записи: