19 апреля 1957 г.
Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат начат строительством в 1955 году на базе Соколовского и Сарбайского месторождений железных руд, запасы которых по обоим месторождениям составляют около миллиарда тонн.
Рудные залежи этих месторождений имеют большие мощности и удобно залегают для осуществления работ открытым способом.
Директивами XX съезда КПСС мощность комбината установлена 10 миллионов тонн сырой руды в год. В последующем предусматривается довести мощность комбината до 25 миллионов тонн.
В 1960 году комбинат должен дать 5 миллионов 600 тысяч тонн готовой руды.
Комбинат в законченном виде будет представлен рядом предприятий, из которых основными являются:
1. Соколовский рудник с производительностью в 5 млн тонн сырой руды
в год.
2. Сарбайский рудник с производительностью 10 млн тонн.
3. Фабрика кусковых доменных и мартеновских руд.
4. Обогатительная фабрика сернистых руд.
5. Теплоэлектростанция мощностью в 50 тыс. квт.
6. Ремонтно-механический завод и другие.
Стоимость комбината по проектному заданию утверждена в 2164 млн рублей. Кроме того, подлежит сооружению железная дорога Кустанай-То-бол протяженностью 98 км., стоимостью 171 млн рублей и комплекс гидротехнических сооружений стоимостью до 500 млн рублей. Последние два объема выделены в отдельные проекты, следовательно, стоимость комбината составляет около 2,8 миллиарда рублей.
Комбинат оснащается первоклассным отечественным оборудованием: все основные процессы производства будут автоматизированы. Здесь будут работать более 70 тяжелых экскаваторов, из них 4 шагающих с ковшами емкостью 14 кубометров, а также многочерпаковый экскаватор "ДС-1000" производительностью тысяча кубометров в час.
Строительство комбината осуществляется следующими организациями:
А) горно-капитальные работы стоимостью 503 млн рублей производятся дирекцией комбината хозяйственным способом;
На вскрыши работают 13 трехкубовых экскаваторов "СЭ-3", 45 двадцатипятитонных автомобиля "МАЗ-525", около 200 автомобилей "МАЗ-205" и 10 паровозов. Ежемесячно вынимается до 780 тысяч кубометров породы.
Б) железная дорога Кустанай-Тобол протяженностью 98 км., стоимостью 171 млн руб. сооружается трестом "Южуралтрансстрой" Министерства транспортного строительства;
В) все остальные общестроительные и специальные работы производятся генеральным подрядчиком – трестом "Соколоврудстрой" Министерства строительства предприятий металлургической и химической промышленности. Трест оснащен достаточным количеством механизмов, автотранспортом, но не имеет еще своей собственной производственной базы по производству стеновых материалов.
Коллектив горняков и строителей комбината насчитывает около 10 тысяч человек. В партийных организациях треста "Соколоврудстрой" состоит на учете более 300 членов и кандидатов партии, комбината – 200.
С начала строительства и до конца 1957 года требовалось освоить капиталовложений 1120,0 миллионов рублей, а с затратами на переходящие задельные объекты – 1365,0 миллионов рублей. Фактически было освоено средств в 1954 году – 10 миллионов рублей, в 1955 году – 99 миллионов рублей, в 1956 году – 307 миллионов рублей и намечается к освоению на 1957 год – 435 миллионов рублей.
Как видно из приведенных данных, освоение капитальных вложений, отпускаемых на строительство комбината, хотя и возрастает, однако этот рост и показанное состояние строительства комбината явно не соответствуют намеченному Правительством.
Основными причинами, вызвавшими чрезвычайное напряженное положение на строительстве комбината, являются:
1.Задержка на один год создания Министерством строительства предприятий металлургической и химической промышленности строительной организации для осуществления строительства комбината.
2.Задержка в выдаче технической документации как по объектам производственной базы треста и комбината, так и основным объектам комбината (сентябрь 1955 года – октябрь 1956 года, вместо мая-июля 1954 года) . Техническая документация по основному объекту комбината – обогатительной фабрике сернистых руд, отсутствует до сего времени.
3. Невыполнение трестом "Соколоврудстрой" планов строительно-мон-
тажных работ (в 1955 году трест из 45 миллионов рублей освоил лишь 30,4 миллиона рублей или 68 % и в 1956 году из 216 миллионов рублей только 129 миллионов рублей или 60 %) .
4. Невыполнение Соколовско-Сарбайским горно-обогатительным комбинатом вскрышных работ в 1956 году (при плане 10 миллионов куб. метров, фактически выполнено 4,4 миллиона куб. метров или 44 %) .
5. Невыполнение Министерством черной металлургии и Министерством строительства металлургической и химической промышленности СССР постановления Совета Министров СССР № 616 от 14 мая 1956 года по поставке тресту "Соколоврудстрой" гранулированного шлака, щебня, стеновых материалов.
6. Медленное строительство трестом "Соколоврудстрой" собственной производственной базы и объектов комбината для ведения вскрышных работ.
7. Отставание постоянной и временной энергетической базы от потребностей строительства.
8. Недостаточное количество на горно-вскрышных работах на Соколовском и Сарбайском месторождениях экскаваторов и большегрузных автосамосвалов, а также запчастей к указанным автомобилям.
9. Недостаточное внимание со стороны Министерств строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР и Казахской ССР и Министерства черной металлургии СССР к строительству комбината.
Недавно принято постановление Совета Министров СССР, которым строительству Соколовско-Сарбайского комбината оказывается большая помощь.
На 1957 год тресту "Соколоврудстрой" установлен план 235 миллионов рублей. Дирекцией комбината должно быть выполнено 10 миллионов кубических метров вскрышных работ.
Коллективы горняков и строителей в соревновании в честь достойной встречи 40-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции приняли обязательство выполнить установленный на 1957 год план досрочно.
Зав. промышленно-транспортным отделом Кустанайского обкома КП Казахстана М. Сорокин.
ГАКО. Ф. 72-П. Оп. 22. Д. 144. Л. 66-69. Отпуск