Трудности на стройках Казахстана

Не хватало рабочих, особенно квалифицированных. Отсутствовали самые элементарные бытовые условия. Для того, чтобы выйти из этих трудностей, приходилось применять подлинное новаторство и проявлять исключительный героизм. Приходилось, таким образом, вести борьбу с суровыми естественными условиями и хозяйственными трудностями, но не только с ними.

Еще более сложным делом было преодоление косности, рутины, неверия в силу и способности масс, сопротивление классовых врагов, прямое вредительство людей, враждебных социалистическому строительству. Троцкист-ско-бухаринские и буржуазно-националистические элементы, сопротивляясь осуществлению генеральной линии партии на индустриализацию страны, стремились использовать трудные условия строительства в Казахстане для того, чтобы сорвать намеченные планы. Спекулируя на трудностях, они из кожи лезли вон, чтобы доказать невозможность освоения новых районов в условиях отдаленности их от железных дорог и других неудобств. Сопротивление классовых врагов, а также отсутствие должного опыта у специалистов привело к тому, что были запутаны проектно-сметные дела, создавались диспропорции, удорожалось строительство, разбазаривались строительные материалы, дефицитное оборудование, задерживался пуск первоочередных объектов, срывались разведки, расстраивались технологические процессы, срывалось жилищное строительство; под видом разработки больших проблем игнорировались текущие нужды. Это приводило в отдельных случаях к разложению трудовой дисциплины, дезорганизации труда и зарплаты, взрывам, авариям и т. д.

Но, несмотря на все трудности, вопреки грязным потугам классовых врагов, трудящиеся массы Казахстана успешно решили историческую задачу социалистической индустриализации отсталого края, о том, как преодолевались трудности на стройках Казахстана, в частности на Турксибе, первом крупном строительстве первой пятилетки в "Казахстане, вспоминает уже вышеупомянутый Николай Филатович Тимофеев, участник строительства Турксиба. «Здесь вместе с нами сидит машинист Михаил Иванович Дубинчик. С ним мы начинали работу на Турксибе, и вот, если нам вспомнить пройденный путь, то можно очень многое рассказать. Огромные препятствия преодолевали строители. Стальной путь прокладывали через бескрайние степи, горные хребты, через реки и глубокие овраги. Летом одолевала жара, жажда, зимой — холод, снежные бураны. Но ни стихия, ни другие трудности не остановили советского человека».

Не меньше трудностей пришлось испытать и на других стройках Казахстана. Например, начальник цеха Балхашского медеплавильного завода А. Алимжанов вспоминает: «В тридцатом году, когда я впервые увидел Балхаш, на безлюдном озере стояло лишь несколько юрт. Я пошел чернорабочим в геологоразведочную партию». По воспоминаниям почетного шахтера бригадира навалоотбойщиков шахты № 18-бис треста «Сталинуголь» в Караганде Сакена Шаманова, когда он приехал в Караганду, в 1929 году, там было «две шахты, несколько жилых бараков — это все, что я застал там». В 1931 году прибыла после окончания Ленинградского геологического института на работу в Караганду геолог-петрограф 3. П. Семенова. По ее воспоминаниям, «всюду здесь в то время была голая степь».

В романе советского казахского писателя Г. Мустафина «Караганда» дается реалистическое описание строительства третьей союзной кочегарки. Там изображена местность, на которой началось создание угольного бассейна. Автор сам выходец из этих мест и поэтому хорошо знаком с ними. На землях между Карагандой и Спасском находились зимние стоянки его сородичей. На берегу реки Нуры, где ныне возникла громадная электростанция, были летние пастбища. У подножий холмов Кожир и Жаур, где сейчас возведен первенец казахской черной металлургии — Темир-Тауский металлургический завод, стояла зимовка деда и отца Мустафина. Особенно ярко рисует автор быт и переживания казахских кочевников, которые прибывали на новое производство со своими дырявыми юртами, со своими баранами и тощим тяглом. «Дорога была заполнена караванами. Ехали не одиночные подводы и всадники, а катился сплошной поток… Одежда людей, повозки, тавро на животных пестрели своим разнообразием». На производстве эти бывшие аульные батраки и бедняки перековывались в сознательных рабочих и квалифицированных специалистов. Нет надобности распространяться о том, каких героических усилий и организаторских дерзаний требовала постройка мировых индустриальных гигантов на таких местах, буквально в пустыне. Однако крупнейшие промышленные сооружения Казахстана воздвигались именно в подобных пустынных местностях.

Буржуазные экономисты и историки США часто кичливо описывают «подвиги» и «лишения» колонистов США, развивавших промышленность в колонизуемых районах США. Бесспорно, трудящиеся массы американского народа действительно терпели значительные тяготы, преодолевали огромные трудности, проявляли мужество, волю, упорство в деле освоения вновь заселяемых, колонизуемых земель. Благодаря трудам и усилиям первопоселенцев развивалось сельское хозяйство, строилась индустрия в «новом мире». Однако в условиях капитализма все это протекало в острой антагонистической форме. Кучка капиталистов сказочно богатела и наживала огромные состояния, а в удел трудящимся оставались лишения, нужда и нищета. В результате, как отмечал В. И. Ленин, — Америка стала «одной из первых стран по глубине пропасти между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в грязи и в роскоши миллиардеров, с одной стороны, и миллионами трудящихся, вечно живущих на границе нищеты, с другой». Но ни в какое сравнение не может быть поставлено как по целям и методам, так и по темпам и масштабам плановое социалистическое строительство в СССР со стихийным развитием на протяжении многих десятилетий индустрии в США — индустрии, воздвигавшейся людьми, стремившимися к личной наживе и обогатившихся за счет хищнической эксплуатации рабочих, за счет истребления коренного населения, за счет рабства, а затем за счет займов извне и ограбления слабых государств и соседних островов.

Промышленность США строилась испытанными капиталистическими методами конкуренции и погони за прибылью. «Это была оргия «свободного предпринимательства,— пишет председатель Коммунистической партии США, один из виднейших деятелей американского рабочего движения Уильям Фостер, — и над всем господствовал закон джунглей. Капиталисты грызлись между собой, как наголодавшиеся тигры над богатой добычей; их добычей были промышленность, природные ресурсы и народ Соединенных. Штатов. Без зазрения совести они крали друг у друга железные дороги и посылали вооруженные банды для уничтожения нефтеперегонных заводов конкурента; они наводнили рынок обесцененными акциями, оптом покупали и продовали законодателей».

В свете этой жалкой и жадной погони за корыстной наживой с особой силой и яркостью выступает подлинный героизм и энтузиазм людей, действовавших в интересах общества, в интересах экономического укрепления своей Родины, для построения нового социалистического общества. Советские люди различной национальности в братской дружбе строили промышленность в Казахстане, буквально в пустыне, неизведанными еще методами социалистического сотрудничества и товарищеской взаимопомощи, без эксплуатации человека человеком, безличной корысти.

Противоположные исторические пути и принципиально отличные результаты капиталистической и социалистической индустриализации наглядно и ясно показывают неизмеримое превосходство социалистической системы хозяйства перед капиталистической, которые проявились в процессе индустриализации страны, когда быстрыми темпами проводилось мощное строительство крупной промышленности, преимущественно тяжелой индустрии, на базе передовой техники.


Другие записи: