Медицинское воспитание здоровых и больных

Самолечению и наблюдающемуся безудержному применению лекарств следует противопоставить медицинское воспитание здоровых и больных.

Очень важно, чтобы в своих рекомендациях врач был реалистом и не занимал максималистских позиций, оторванных от условий жизни и особенностей человеческих характеров. Как заметила одна из моих пациенток, из бесед с врачами она усвоила, что в диете «главное — не есть ничего вкусного».

Быть может, недоучет того, что лечение в широком смысле слова не должно быть горше самой болезни, тоже питает присущую веку «фармакоманию» — попытку лекарствами решить все проблемы. В капиталистических странах она приобрела особенно зримые черты из-за широкой распространенности самолечения, рекламы фармацевтических компаний, нередкого воздействия ее на врачей и других присущих современному человеку особенностей, на которых я останавливался.

Не надо тем не менее недооценивать значимости проблемы и в наших условиях. И у нас растет потребление лекарств на душу населения. В СССР применяется около 2800 медикаментов, ежегодно их появляется в среднем несколько десятков, и в обилии, разнообразии лекарств нет ничего плохого. Но «испытание на сытость» труднее «испытания на бедность». И мы, врачи, и наши пациенты его не выдерживаем, сводя и предупреждение болезней, и их лечение к различным медикаментозным пасьянсам.

Автор одной из недавно вышедших зарубежных монографий, адресованной «не просто практикующему, но и мыслящему врачу», приходит к выводу, что многовековая история лечения больных донесла до XX столетия три постулата: важность психотерапии, необходимость использования естественных сил организма и рекомендацию «не вредить». Эти положения актуальны, несмотря на «золотой период фармакотерапии», ибо современный врач оказался в парадоксальном положении. Возможности лечения несоизмеримо возросли, а лечить стало труднее. Но трудностей надо не бояться — их надо сознавать и устранять. Эти проблемы все больше и больше привлекают внимание медиков. Но, вероятно, знать о них должен и тот, кто, уповая на медицинские полузнания, стал сам себе врачом и занимается самолечением.

Просвещать или воспитывать? Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить. А. ДистервегНесколько лет назад, будучи в Таллинне, писатель Павел Бейлин, давно и интересно пишущий о медиках, рассказал мне поучительную историю. Как-то ему довелось председательствовать на лекции Н. М. Амосова, посвященной путям сохранения здоровья.

После лекции перед аудиторией было поставлено два вопроса.

— Кто согласен с услышанными рекомендациями и считает их научно обоснованными? Из 1200 присутствующих не согласными оказалось 16 человек.

— Кто считает себя готовым с завтрашнего дня следовать этим рекомендациям? Не сочли себя к этому готовыми 28 человек.

Медицинское воспитание здоровых и больных

Затем председательствующий предложил, чтобы те, кто начнет выполнять полученные советы, сообщили об этом через три месяца. Получено было. . . 18 открыток. Случай этот наглядно отражает соотношение между словом и делом у большинства людей в том, что мы именуем здоровым образом жизни.

Более двух третей взрослых не вовлечено в систематические занятия физкультурой и спортом, до 30 процентов имеют избыточный вес, около 70 миллионов человек курят. Отметим, что среди лиц старше 40 лет систематически занимающиеся физической культурой составляют около 4 процентов. Миллионы людей страдают от пьянства и алкоголизма, около 150 тысяч (данные 1988 года) употребляют наркотики.

Что же происходит с нашим обществом, которое за годы Советской власти стало одним из самых образованных и читающих в мире? Чем объяснить, что людей удалось научить многому, но не тому, от чего в первую очередь зависит качество жизни, — сохранению здоровья своего и окружающих?


Другие записи: