Вред бесконтрольной рекламы лекарств

Одна из популярных в ФРГ газет «Die Zeit» в конце 1988 года посвятила рекламу «медикаменту года». Им оказался. . . аспирин. У одной из аптек в Вене я заметил огромный плакат, показавшийся мне странным: он рекламировал. . . пирамидон. Старый, обычный, доступный пирамидон. Зачем его рекламировать? Фармацевт объяснил: чтобы население знало, что старое средство не всегда хуже нового.

В данном случае речь шла о честном аптекаре. В той же Австрии журнал, предназначенный для фармацевтов, рассказал о случае рекламы препарата, который, как утверждалось, помогает по крайней мере при 88 болезнях, включая заболевания спинного мозга, эндокринных желез, водянку и др. В 1975 году скандальную Известность приобрело «дело» нескольких предпринимателей из Ниццы, которые успешно продавали средство для «похудения во время сна с помощью самоокисления».

Вред бесконтрольной рекламы лекарств очевиден. Этому вопросу был посвящен специальный обзор в «Хронике Всемирной организации здравоохранения». Примечательно, что французское законодательство налагает запрет на употребление во всех видах рекламы слов «вылечивать», «излечение», а также на такие выражения, как «лучшее лекарство против. . . », «самое сильное. . . », «эффективно против всех видов нарушений» и т. п.

На патентованные средства других стран, к сожалению, это не распространяется.

. . . Древнейший рецепт, дошедший до нашего времени, относится к третьему тысячелетию до нашей эры. В состав прописи входили кости борзой собаки, цветы финиковой пальмы и ослиные копыта. Рецепт был выписан для улучшения. . . роста волос.

«Хроника ВОЗ» отмечает, что реклама средств, предохраняющих от выпадения волос, запора, половой импотенции или вызывающих похудение, всегда будет вызывать отклик у множества излишне доверчивых людей. На мой взгляд, медикаменты целесообразно рекламировать только среди Медицинских работников. И именно к ним надо обращаться при всех неясных для себя вопросах, касающихся здоровья. Для чего же тогда, — могут спросить, — издавать «Популярную медицинскую энциклопедию»? Для повышения санитарно-гигиенической культуры, пропаганды способов укрепления и сохранения здоровья, но только не для обучения населения самолечению.

Человек с таблеткой в карманеДостижения медицины в области лечения вызывают особый интерес. Это понятно: в конечном счете, пациенты судят о враче не столько по тому, как он ставит диагноз, сколько по результатам лечения. Ведь тогда, когда больной или его близкие с тревогой интересуются диагнозом, их, по существу, волнует другой вопрос: можно ли с болезнью справиться?

Вред бесконтрольной рекламы лекарств

Каждому будущему врачу еще на студенческой скамье приводят древнеримское изречение: кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. Проблема эта, однако, сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Действительно, установление диагноза является обязательной предпосылкой для соответствующего лечения.

И вот тут начинаются «но». В подавляющем большинстве случаев диагнозы болезней (в отличие от лечения) базируются на общепринятых критериях, с которыми (если заболевание не протекает атипично или не представляет объективных трудностей для распознания) грамотный врач знаком вне зависимости от того, где он получил медицинское образование. Например, признаки острого воспаления легких или язвы желудка описываются одинаково во всех руководствах, изданных у нас или за рубежом. С лечением вопрос обстоит сложнее. Безусловно, в медицине существуют недискусснонные положения: скажем, общие принципы лечения того же острого воспаления легких (назначение антибактериальных средств, поддержание сердечно-сосудистой деятельности) или острого кровотечения (необходимость его остановки) не могут вызвать сомнений. В то же время лечение больного в широком смысле слова (не только медикаментозном) нередко отражает взгляды разных ученых и разных медицинских школ.

Вот несколько примеров, Убежден, что сказать больному о том, что у него злокачественная опухоль в неизлечимой стадии — грубая деонтологическая и психологическая, а следовательно, и лечебная ошибка; в США в течение уже ряда лет принято об этом больных информировать. В наших лечебных учреждениях с большой эффективностью « довольно широко применяется физиотерапия; во многих зарубежных клиниках ей не придается такого значения. Подчас диаметрально противоположные взгляды высказываются относительно целесообразности использования некоторых диетических способов лечения, медикаментозных средств.

Отсюда не следует делать вывод, что для оценки методов лечения не существует критериев. Они есть и основываются на современных апробированных «среднеарифметических» для нашего времени концепциях и установках, принятых советскими органами здравоохранения.

При этом необходимо сделать одну оговорку. В медицине постоянно рождаются новые идеи, новые методы, а некоторые старые отмирают. Естественно, врач обязан идти в ногу со временем и быть на высоте требований, которые предъявляют современная медицинская наука и Сегодняшний пациент. Слова «сегодняшний пациент» выделены не случайно, ибо, как мы видели, у него свои особенности: он отличается возросшим уровнем образования и широким доступом к медицинской информации. Это и служит одной из основных предпосылок для прогрессивно растущего самолечения.


Другие записи: