Врач, обогащенный техникой

Заглядывая в будущее, хочется все же увидеть врача, не ставшего рабом техники. Но обогащенного ею! Представьте на минутку, что у близкого вам человека внезапно появились боли в левой половине грудной клетки. К вам пришел милый, добрый доктор, но он может только пощупать пульс и послушать сердце. Смогут ли вас удовлетворить лишь человеческие качества врача? Достаточны ли они для компенсации невозможности точно и быстро поставить диагноз?

Еще раз хочу подчеркнуть: будущее в гармонии, а не в противопоставлении личности технике. Сейчас многое делается для того, чтобы врач не превращался в приставку к аппарату. Но, видимо, существует и опасность появления культа аппаратов у больных, когда достоинства врача оцениваются по количеству выданных им направлений на анализы или другие исследования.

Т. — инженер, находящийся на руководящей работе. Диагноз ясен. Назначаю лечение Прошу пациента прийти через две недели. Т. реагирует на это своеобразно:— Зачем приходить? Разве так сейчас ставят диагноз? Вы же ни одного анализа не назначили. А хотите лечить!

Речь идет о теневой стороне роста информации и неправильного просвещения населения, что стало также важным фактором, влияющим на отношения больного й врача в настоящее время. К этому мы еще вернемся дальше. Семейный доктор: от реалий к будущемуКрупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочен. В. О. КлючевскийВо всем мире уже давно понимают, что успех или неудачи здравоохранения во многом зависят от первой его линии. У нас это участковые терапевты, за рубежом — чаще врачи общей практики. Последние работают на основе, можно сказать, столетиями устоявшихся традиций.

Развитие медицины и прогрессирующая специализация породили, однако, ряд проблем, касающихся функций и будущего этих врачей. В поисках ответов на них организаторы здравоохранения столкнулись, особенно в последние десятилетия, с неразрешимыми трудностями.

В одном убежден: понятия «общепрактикующий врач» и «семейный врач» — не одно и то же. Говоря о первом, мы должны ответить на вопрос, что он должен знать; говоря о втором, имеется в виду, каким он должен быть. Нет ни одного солидного зарубежного клинического журнала, в котором бы систематически не поднимались вопросы о неудовлетворенности этими врачами, их подготовкой, границах знаний, путях интеграции с другими специалистами и т. д. и т. п. Одни видят в них «венец творения» медицины, другие считают, что траурные рамки в вечерних газетах — прежде всего их «заслуга».

Видимо, многие вопросы проистекают от непонимания того, что нет модели общепрактикующего врача для всех стран и всех систем здравоохранения. Скажем, там, где на первой линии работают и педиатры, его задачи одни, где их нет — другие; в слаборазвитых государствах — одни, в развитых — иные; степень развитости специализации в добольничной сети, ее функции в той или иной стране также сказываются на объеме работы такого врача и т. д. То, что он должен быть семейным доктором, — вопрос не обсуждаемый. Под этим разумеется, что он годами работает на своем участке, знает различные поколения семьи, детей до их рождения, является для жителей своего участка — здоровых и больных — советчиком, если хотите, духовником, другом.


Другие записи: