Тело стареет раньше, чем душа

Два характерных высказывания. Одно принадлежит замечательной актрисе Ф. Г. Раневской: «Старость — это просто свинство. . . Страшно, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора. . . »Илья Эренбург в одной из своих последних статей писал: «Вот уже лет пятнадцать, как я учусь быть стариком. . . Я думал прежде, что желания ослабевают вместе с возможностями; потом я начал понимать, что тело стареет прежде, чем душа, и что нужно научиться жить по-стариковски. Даже умирая, человек учится умереть так, чтобы смерть вошла в жизнь, — это очень трудная наука».

Тело стареет раньше, чем душа

Меня всегда несколько озадачивала та, подчас диаметрально противоположная, оценка старости, которую давали ей многие философы, писатели, ученые. Так, Ф. Ларошфуко писал о ней как о тиране, лишающем нас наслаждений юности, И. И. Мечников рассматривал ее как болезнь, а В. А. Сухомлинский указывал на надуманность словосочетаний «счастливая старость», ибо она не может быть счастьем. В то же время Сенека, А. И. Герцен, С. Моэм и другие находили в ней своеобразную красоту, радости, умиротворение. На каждую из оценок влияло, вероятно, многое: возраст, с высоты которого судили о старости, состояние здоровья, темперамент, творческий потенциал, окружение. И все же любой здравомыслящий человек старению радоваться не может: Каковы бы ни были специфические прелести старости («вечера» или «осени» жизни), они всегда, как мне кажется, являются компромиссом с неизбежностью.

А раз мы говорим о неотвратимости старения, то противопоставить, а точнее, смягчить его теневые стороны можно способностью наслаждаться природой, искусством, литературой (благо появляется время), увлеченностью, деятельностью.

На вопрос Л. Н. Толстому: «Как вы поживаете? » — ответом было: «Слава богу, беспокойно! »В этих словах нет восторга перед старостью. В них путь к сосуществованию с нею….


Другие записи: