Новые формы организации работы лечебных учреждений

В нашей стране число людей, обращающихся к врачам, растет и будет прогрессивно расти. Не потому, что больных становится больше. Увеличивается средняя продолжительность жизни, больше становится пенсионеров. Это создает дополнительные условия к тому, чтобы обращать внимание на свое здоровье. К тому же медицинская помощь у нас бесплатная, а ее основное направление — профилактическое. Рост образованности и культуры населения, улучшение транспортных возможностей, развитие в городах специализированной помощи также ведут к прогрессивному увеличению числа жителей, обращающихся в лечебные учреждения. В этих условиях необходимы новые формы организации работы лечебных учреждений.

Надо приветствовать установки нового руководства Минздрава СССР, согласно которым отменены чисто количественные критерии оценки врачебной работы. Ведь больше — не всегда лучше. Здесь и кроются часто ошибки в диагнозе, и неправильное лечение, и необдуманные высказывания, а за всем этим в дальнейшем — страдания человека. Следует с удовлетворением отметить, что за последние десятилетия в Эстонии большое внимание уделялось именно организации врачебных приемов.

Удалось нормализовать нагрузку терапевтов на приемах во всех городах и районных центрах республики. В программах последних научных съездов терапевтов Эстонии, наравне с чисто клиническими проблемами, обсуждаются вопросы рациональной организации работы. Конечно, в этом отношении предстоит еще многое и многое сделать, памятуя о том, о чем Н. И. Пирогов предупреждал еще в прошлом столетии: при плохой организации пет пользы от большого числа врачей.

Важной этической проблемой для организаторов здравоохранения стало определение приоритетов при составлении программ дальнейшего развития медицины, коллизии, обусловленные ограниченностью экономических возможностей, когда идет речь о выборе между дорогостоящими средствами по сохранению жизни отдельной личности и борьбой за здоровье массы людей. Характерные примеры приводились в предыдущих главах книги.

Этим вопросам посвящено уже немало публикаций за рубежом. Хотя и под иным углом зрения, но появились первые статьи о деонтологии в организации здравоохранения и в нашей печати. И все же во главу угла надо ставить человека — личность врача. От того, каков он — его ум, сердце, энергия, способность видеть завтрашний день медицины и общества, и зависит наше здоровье. С приведенным высказыванием Н. И. Пирогова здесь противоречия нет. Ведь и организатор здравоохранения — тоже прежде всего врач. Но с еще большей ответственностью. За себя, за здоровых и больных, за всю медицинскую помощь. За ее систему.

Авторитет: имя или званиеРазговор, о котором пойдет речь, происходил в одной из клиник внутренних болезней Карлова университета. Как-то незаметно беседа от медицины перешла к литературе и искусству. Вначале вспомнили выдающихся писателей-врачей. А их немало: Франсуа Рабле и Ф. Шиллер, А. П. Чехов и В. В. Вересаев, А. Конан-Дойль и Сомерсет Моэм, А. Кронин и М. А. Булгаков, Кобо Абэ и Станислав Лем. . .

- Это прежде всего писатели, а затем врачи, — заметил кто-то. Как сказать. . . медицина им помогла проникнуть в такие стороны жизни, которые мог увидеть только врачебный глаз. Моруа считал, что у врача и писателя вообще много общего: оба стремятся разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью.

. . . От литературы перешли к музыке. Как известно, создатель «Князя Игоря» А. П. Бородин окончил Петербургскую меднко-хирургическую академию; Ромен Ролл а и отмечал «отлично известное историкам музыки» имя выдающегося врача-гуманиста Альберта Швейцера; создатель метода перкуссии (выстукивания) в медицине венский врач Леопольд Ауэнбруггер последние годы жизни посвятил музыке; виртуозом-скрипачом был крупнейший хирург XIX столетия Теодор Бильрот. Кстати, и он жил в Вене. . .

- А доводилось вам бывать в венском музее истории музыки? — спросили меня чешские коллеги.

- Каком? — удивился я, почувствовав в вопросе какой-то скрытый смысл.

- Речь идет о кладбище, где покоятся Бетховен, Шуберт, Брамс, Иоганн Штраус. . .

Новые формы организации работы лечебных учреждений

- Что говорить, эти могилы вызывают благоговение у каждого человека. Но, между прочим, вот что удивляет: почему Карлу Миллексру — создателю по существу одной известной оперетты — поставлен роскошный памятник, а у могилы Юлиуса Вагнера фон Яурегга — лауреата Нобелевской премии, врача, который в свое время так много сделал для спасения тяжелобольных людей, — стоит незаметная, полузаросшая травой могильная плита?

Такова судьба врачей. Вы можете вспомнить, чтобы по телевизору показали юбилей даже самого выдающегося из наших коллег? Зато юбилей артиста часто служит событием.

Так ведь еще Сиденхем говорил: «Приезд хорошего клоуна полезней для здоровья целого города, чем двадцать ослов, груженных лекарствами». Это высказывание и подобные ему не следует абсолютизировать. Надо отдавать клоуну — клоуново, а доктору — докторово. Конечно, и смех, и музыка, и юмор, и искусство способствуют здоровью, но существует черта, за которой не обойтись без медицины. Но Рахманинов посвятил свой Второй фортепианный концерт врачу Н. В. Далю (правнуку В. И. Даля), который вывел композитора из тяжелейшего депрес-сниного состояния. И. Брамс посвятил Т. Бильроту несколько своих произведений. Так это совсем другое. Это форма личной признательности, а мы говорим о благодарности общества.


Другие записи: