Операция с неосложненным искусственным кровообращением

Более 50 лет назад, в апреле 1919 г. Сендерс писал об анестезиологах и анестезиологии: «Когда видишь, как многообразны вещества и как сложны аппараты, используемые в настоящее время часто малоквалифицированными анестезиологами, и с какой небрежностью относятся многие из них к тому, что представляет настоящую опасность, появляется ощущение, которое весьма похоже на то, какое приходится испытать человеку, впервые приехавшему в большой город. Сев в автомобиль и завертевшись в водовороте многолюдных улиц большого города, он удивляется, каким образом столько людей остаются невредимыми. В то же время гибнет гораздо больше людей, чем он предполагает. Отмечается такое большое число случаев смерти от анестезии, что нельзя без тревоги смотреть на это, тем более, что многие из этих случаев остаются нераспознанными» (пит. Г. Натов и А. Сейдов, 1969).

При операциях с использованием искусственного кровообращения слова Сендерса приобретают особый смысл, так как судьба больного вручается не только хирургу и анестезиологу, но и перфузиологу. Малозначительная на первый взгляд ошибка может привести после операции к развитию острой сердечной недостаточности с картиной развивающегося отека и набухания мозга, сходной с той, которая обусловлена искусственным кровообращением. Только тщательный анализ и беспристрастное изучение фактов при участии многих специалистов (да и то не во всех случаях) позволяют сделать объективное заключение. Этот вопрос тревожит специалистов всех стран мира. Недаром журнал грудной и сердечно-сосудистой хирургии (США) заказал одному из крупнейших специалистов по искусственному кровообращению Bjork статью о факторах, обеспечивающих безопасность операции на открытом сердце. Эта статья опубликована в августовском номере журнала за 1967 г.

Операция с неосложненным искусственным кровообращением

Операция с неосложненным искусственным кровообращением вызывает сдвиги в организме, которые сравнительно легко можно компенсировать правильно проведенной анестезией и с помощью медикаментозных препаратов. Однако стоит лишь пробудить больного, который находился во время операции не под достаточно глубокой анестезией и у которого адекватность перфузии хотя бы в одном из звеньев оказалась нарушенной, как развивается резко выраженный нейро-вегетативный синдром, имеющий тяжелую клиническую картину (В. И. Бураковский и др., 1968).

Изучив этот синдром, мы пришли к выводу, что он является результатом перенесенного больным тканевого ацидоза, нестабильности гемодинамики во время и после искусственного кровообращения, неравномерности температурных уровней в различных органах и тканях и прочих сдвигов в постоянстве внутренней среды организма, обусловливающих гиперадрена-линемию.


Другие записи: