Нестабильные L-формы

Образование нестабильных L-форм некоторые исследователи склонны рассматривать как генотипическое изменение бактериальной культуры, в то время как возникновение по крайней мере части стабильных L-форм расценивается как результат изменений в генетическом аппарате клеток, а именно в генах, детерминирующих синтез основных компонентов клеточной стенки [Тимаков В. Д, Левашев В. С, 1972].

Ведущее значение L-форм и других измененных форм бактерий в инфекционной патологии и эпидемиологии определяется их патогенными потенциями, способностью длительно сохраняться в измененных условиях и, что особенно важно, реверсировать в бактериальные культуры исходного микробного вида, нередко восстанавливая при этом частично утраченные патогенные свойства.

Таким образом, возвращаясь к теории микробного персистирования W. McDermott, на основании изложенных экспериментальных и клинических наблюдений, следует признать, что L-формы бактерий являются оптимальным вариантом персистирующего микроорганизма. Они морфологически отличаются от исходного микробного вида, нечувствительны к индуцировавшим их препаратам, характеризуются некоторым дефектом метаболических процессов, которые по сравнению с исходной бактериальной культурой находятся у них на более низком энергетическом уровне, а в ряде случаев обладают ослабленной вирулентностью и другими свойствами, обеспечивающими им возможность длительного ин-апперцептного персистирования в макроорганизме.

Для ОТИ, выявленных при аутопсии в легких и лимфатических узлах корня легких, характерна различная степень выраженности и протяженности и отсутствие при макроскопическом исследовании признаков активности. Однако объектом наших патологоанатомических исследований служили не только ОТИ легких и лимфатических узлов, но и окружающая их легочная ткань, т. е. весь фон, на котором они сформировались. Посев производили одновременно на серию специальных элективных сред, среди которых были как обычно применяемые для выделения микобактерии туберкулеза среды, так и среды для выделения их L-форм. Каждую пробу материала засевали одновременно на 10 питательных сред, причем использовали 5 сред для посева материала после предварительной обработки и 5 сред для посева без обработки. Набор питательных сред был применен согласно разработанной и предложенной Г. Я. Каган и В. С. Михайловой (1963) и В. Д. Тимаковым и Г. Я. Кагап (1967) схеме выделения и учета L-форм бактерий из патологического материала. Их схема широко апробирована в практике выделения из организма L-форм бактерий при различных неспецифических заболеваниях.

Необходимость применения такого набора питательных сред обусловлена тем, что при выделении L-форм бактерий из патологического материала требуется доказать, что выделенные L-формы действительно обнаружены в нем и индуцированы in vivo.

Посевы инкубировали при 37С в течение 3—4 нед, после чего проводили макроскопическое изучение роста и микроскопию окрашенных и нативных препаратов в световом и фазово-контрастном микроскопах. При обнаружении L-форм или L-структур незавершенного L-цикла производили пассирование (до 6 пассажей) на питательных средах 3, 4, 5 и высевы на среду 1 для получения реверсии.


Другие записи: