СУЛТАНМАХМУТ ТОРАИГЫРОВ

Султанмахмут Торайгыров принадлежит к числу выдающихся деятелей казахской литературы. Его произведения пользуются широкой популярностью. Они привлекают читателя своим глубоким содержанием, острой социальностью, художественным мастерством.

Талант Торайгырова многогранен. Он проявился не только В Поэзии, прозе, но и в литературной критике.

Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году на территории нынешнего Баян-Аульского района Павлодарской области, в семье бедного скотовода. Учение у аульного муллы, в медресе, затем учительство в глухих казахских аулах — таковы первые этапы жизни будущего поэта. Беспросветная нищета и бесправие родного народа, влачившего жалкое существование под гнетом царских колонизаторов и местных богачей, горечь и унижение, которые Торайгыров познал с юных лет, — все это пробудило в нем чувство горячего возмущения окружающей мрачной действительностью.

Литературная деятельность С. Торайгырова началась в тяжелые годы, наступившие после поражения первой русской революции. Его первые поэтические опыты относятся к 1908 — 1910 годам, когда он учился в Баян-Ауле у наемных мулл и в медресе в городе Троицке. В произведениях этих лет С. Торайгыров выступает как пропагандист науки и просвещения для широких народных масс (стихотворения: «Религия», «Учение», «Слепой монах», «Сарыбас» и др).

В 1913 — 1914 годах С. Торайгыров работает в редакции журнала «Айкап», издаваемого в городе Троицке. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве поэта. Им было написано множество стихотворений, рассказов и критических статей, наиболее значительными из которых являются: «О казахских сборниках стихов», «Песни и их исполнители», 1гСистема обучения среди казахов». В них дана страстная критика феодальных устоев, мешающих распространению науки, просвещения и культуры среди казахского народа.

В годы работы в редакции «Айкала» С. Торайгыров закончил свой первый роман «Камар-Слу» («Красавица Камар»). В нем автор разоблачает феодальные нравы и обычаи старой степи, осуждает родовые распри и призывает покончить с угнетением женщин.

В 1916 году С. Торайгыров закончил работу над вторым романом в стихах «Кто виноват?». В нем поэт с глубоким сочувствием обрисовал образы людей, безжалостно эксплуатируемых степными царьками, дал картину застоя жизни в казахской степи.

Но и после 1916 года творчество С. Торайгырова продолжает оставаться противоречивым. Это чувствуется по его стихам: «Почему живу?», «Где же справедливость?», «Молодое сердце», «Сон или явь?» и поэме «Заблудившаяся жизнь». Он клеймит насилие, взывает к жалости к бедным, пропагандирует идеи просвещения, но не может подняться до понимания сущности классовой борьбы, диктатуры пролетариата. На некоторое время он переходит на сторону казахских буржуазных националистов-алашординцев. Но, убедившись, что они не являются защитниками угнетенных, быстро порывает с ними и переходит на сторону борцов — строителей нового общества. Этот идейный поворот в его творчестве был связан с историческими победами Октябрьской социалистической революции.

В поэме «Бедняк» (1919) С. Торайгыров создал образ бедняка, который становится активным борцом за новую жизнь.

Султанмахмут Торайгыров умер на двадцать седьмом году жизни, 21 мая 1920 года, не сделав многого из того, что было ему по силам. Но его произведения прочно вошли в историю родной литературы. Творчество А. Торайгырова — это как бы связующее звено между абаевским периодом казахской литературы и казахской советской литературой.

Произведения Султанмахмута многократно переиздавались в советское время. В переводе на русский язык они выходили в Москве и Алма-Ате.


Другие записи: