Рост городов и развитие торговли

Середина XIX в. характеризуется установлением интенсивных торгово-экономических связей степи с внешними рынками, ростом городов, промышленных очагов и возникновением массы крестьянских селений. Прежние караванные пути уже не удовлетворяли возросшие торговые перевозки, развивающуюся экономику края. Возникали многочисленные гужевые торговые пути и почтовые тракты, на которых создавались пикеты, дежурили почтовые тройки и специальные люди. Все населенные пункты Казахстана постепенно соединялись гужевыми дорогами с уездными и областными центрами, которые в свою очередь получали выход за пределы края. В середине XIX в. по почтовым дорогам пошел грузовой колесный транспорт, вывозивший из степи продукты скотоводческого хозяйства и привозивший на местные ярмарки промышленные товары. У местных казахских и татарских купцов, казахской знати появились хорошие тарантасы, рессорные повозки. Почтово-пикетные дороги в 50—60-х годах XIX в. связали уездные центры Кустанай, Актюбинск, Тургай с Оренбургом, а Атбасар, Кокчетав, Петропавловск — с Омском и т. д.. Примерно в это же время был основан почтово-грузовой тракт, связывающий Омск с Семиречьем и Китаем. На многих пикетах этого тракта работали казахи. Ответвления гужевых дорог отходили от тракта и связывали населенные пункты всего юго-востока Казахстана.

Такой же почтово-пикетный тракт соединил в 60— 70-х годах XIX в. Верный с Ташкентом и уездными городами на Сырдарье. Специальным решением местных властей в этот период было вменено в обязанность казахам «устройство и хранение дорог, проходящих через аулы», а также устройство плотин, мостов и переправ. Массовое строительство гужевых дорог через казахские степи сыграло огромную роль в деле экономического развития края и содействовало расширению использования колесного транспорта и в аулах.

В 1854 г. генерал-губернатор Западной Сибири Гасфорт обратился по просьбе местных купцов с ходатайством к Николаю I об организации пароходства на озере Балхаш и реке Или. «Такое предприятие,— писал он,— может послужить к быстрейшему развитию русской торговли». Каков был ответ царя — осталось неизвестным. Грузовое и пассажирское пароходство в Казахстане было создано в 1864 г., и только с начала XX в. организованы перевозки людей и грузов по Иртышу, Аральскому и Каспийскому морям, частично по Балхашу, Или и Уралу ‘.

Хуже обстояло дело с железнодорожным транспортом. Первая узкоколейная дорога проложена здесь в 1893 г., она связала Покровскую слободу с Уральском. В 1897 г. построена железная дорога Урбах — Астрахань, а в 1906 г.— линия Оренбург — Ташкент Н. Канун империалистической войны характеризуется интенсивным строительством ряда железных дорог, идущих по территории Казахстана. К началу Октябрьской революции из них функционировали отрезок семиреченской линии Арысь — Чимкент, на севере — Троицк — Кустанай и Илецк — Уральск и на востоке — Новосибирск — Семипалатинск. Общая протяженность железных дорог до революции составляла в Казахстане 2599 километров. Это ничтожно мало, и все-таки они сыграли большую роль в дальнейшем экономическом и культурном развитии Казахстана.


Другие записи: