Изменения видов старой одежды

Изменения многих видов старой одежды шли по линии замены простого древнего туникообразного покроя на более сложный. Вместо длинной, широкой, с длинными рукавами, приспособленной к верховой езде, стали шить более узкую и короткую, удобную для ходьбы одежду, а традиционные завязки сменились пуговицами, приобретаемыми у купцов.

Молодежь, а также батрачившие в крестьянских селах и казачьих станицах казахи покупали некоторые виды готовой русской одежды. Так, по данным полевых материалов, в областях, где общение казахского и русского населения было особенно тесным (западные, северные и северо-восточные), казахи во второй половине XIX в. стали приобретать у русских или шить тулупы, полушубки, шапки-ушанки, русские сапоги, покупать валенки С. Об этом же сообщают и некоторые современные исследователи.

Казахи, служившие переводчиками, саудегеры (торговцы), алыпсатары (перекупщики), отдельные представители байства во второй половине XIX в. усваивают некоторые элементы городской одежды русских и татар.

В начале XX в. в степи стали появляться швейные машины. Медленная, трудоемкая ручная работа по пошиву одежды заменилась быстрой, качественно более высокой машинной. «Одежда теперь стала большей частью покупная»,— пишет один из очевидцев. Носили ее прежде всего казахи, жившие и работавшие в русских селах, городах, на промышленных предприятиях. Этому способствовало то обстоятельство, что нередко по условиям найма русские кулаки оплачивали труд батраков-казахов деньгами и одеждой. Естественно, что одежда эта была русская, и батраки ходили в ней постоянно. В отдаленных же скотоводческих районах по-прежнему полностью господствовала национальная одежда, претерпевшая указанные выше изменения.

Но и здесь уже к середине XIX в. частично утратили прежнее значение такие виды верхней одежды, как такыр жаргак (верхняя одежда из кожи жеребенка), штаны из замши, в конце XIX — начале XX в.— распашная женская юбка (белдемше), свадебный головной убор (сэукеле).

Вместе с тем в одежде казахов появились ранее не известные им элементы, в том числе головные платки у девушек и молодых женщин, шерстяные и шелковые шали, матерчатые опояски (белбеу) .

Как и в прошлом, в одежде казахов отчетливо прослеживаются значительные социальные различия. Состоятельная часть казахского общества шила свою одежду из ярких дорогих тканей (бархата, сукна, шелка, парчи), богато украшала ее вышивкой, позументами. Одежда менее состоятельных слоев была не столь разнообразна, изготовлялась нередко на руках из недорогих тканей (плиса, ситца, бязи, нанки).


Другие записи: