Система отопления жилищ

Одновременно с совершенствованием жилища улучшается система отопления. В предвоенный период основным видом печи повсеместно был казандык, (глинобитная печь с вмазанным котлом для варки пищи) с обогревателем в виде стены. После войны стали появляться на кухне плиты. Казандык переместился на юге во двор (летняя кухня), а в остальных районах — в хозяйственное помещение (шошала, клет, кора, кдрсы-уй). В ряде областей (Семипалатинская, Карагандинская, Целиноградская) на кухне вместе с плитой устраивали еще печь для выпечки хлеба (нан пеш).

На юге Казахстана (Кзыл-Ординская, Чимкентская, Джамбулская, Алма-Атинская и Талды-Курганская области) в домах первой послевоенной пятилетки сооружались веранды (дализ, айван, веранде). Быстрое распространение деревянных полов, стропильных кровель, потолков, фундамента, плит, веранд — следствие возросшего культурного уровня казахского сельского населения, повышения его материального благосостояния и влияния русских, украинцев, узбеков и представителей других народов.

Неразвитость оседлого жилища у казахов в прошлом обусловила ограниченность терминологии. Совершенствование жилища в последующие годы под влиянием русского, украинского, узбекского народов принесло с собой и новые слова. Наряду со старой казахской «шошалой» появились «клет» (от русского «клеть»), шолан» (чулан), «калидор» (от «коридор»), «сенек», «сенке» (от «сени»), «кокна» (от «кухни»), «веранде» (от «веранда»), или «айван»( узбекское название открытой веранды), или «терасе» (от «террасы»). В ряде районов Чимкентской области, где живут и узбеки, в казахских домах гостиную называют миман-хона, а ниши в доме для постели, посуды называют также по-узбекски — такван. Примеры эти можно было бы продолжать, но и приведенные достаточно убедительно свидетельствуют об интенсивном процессе обогащения элементов материальной культуры казахского народа, результатом которого является значительное совершенствование оседлого жилища и улучшение условий быта казахов.


Другие записи: