Прикладное искусство

Казахский народ имеет богатые национальные традиции и славится высоким мастерством в прикладном искусстве. Технические приемы и орнаментальные мотивы его уходят своими корнями в далекое прошлое. Прикладное искусство казахов возникло и развивалось в условиях кочевого скотоводческого хозяйства, играло в нем огромную роль и целиком было направлено на украшение жилища, одежды и различных предметов быта. Для казахского прикладного искусства были характерны, с одной стороны, невысокий технический уровень, а с другой — вполне развитый художественный вкус народных мастеров.

В дореволюционном ауле искусство было связано с обработкой животноводческого сырья (шерсти, кожи) и железа, серебра, дерева, камня, кости.

Участие в домашних промыслах, связанных с художественной обработкой этих материалов, в каждой семье строго регламентировалось: обработкой шерсти и, частично, кожи занимались женщины, изготовлением и украшением предметов из серебра, железа, кости и дерева — мужчины.

Ведущее место в прикладном искусстве дореволюционного аула занимала художественная обработка изделий из шерсти. Из нее делали прекрасно орнаментированные войлочные ковры (текемет, сырмак, тускшз), украшенные орнаментом войлочные сумки (аяк, кап, крадорба и т. д.), чехлы для сундуков (сандык, кап) и мягких вещей (икебадан, тен).

Большое значение придавалось тканым изделиям. На примитивных станках мастерицы ткали великолепные ворсовые и безворсовые ковры (шлем, такыр шлем, алаша, арабы шлем и т. д.), узорные полосы для украшения юрт (бау, баскур), всевозможные сумки (кор-жын). О большом вкусе и мастерстве казахских женщин свидетельствовали и узорные чиевые циновки (шым шш), которыми декорировались стены юрты изнутри.

Традиционным видом прикладного искусства казахов являлась вышивка (кесте). Тамбурным швом цветочными шерстяными и шелковыми нитями народные мастерицы вышивали одежду, настенные ковры (тускиз) и другие предметы домашнего быта. Умели они вышивать бисером, золотой и серебряной канителью. Художественная обработка дерева производилась м целью украшения предметов быта, жилища и утва^Н Резьбой покрывались детали юрты (сыкырлауык,, шагшырак,), ее обстановки (кебеже, жастык, агаш, тесеи агаш, жук аяк), некоторые виды деревянной посудЛ (ожау, тегене, астау и т. д.) и музыкальные инструмени ты (домбыра, кобыз). Покрытые резьбой пластинки пЛ кости дополняли украшения этих предметов бытав Пластинками из орнаментированной кости инкрустирсЯ вались также седла.

Очень широко бытовала и художественная обработка металла (железа, серебра, отчасти и золота). Железные пластинки, покрытые серебряной насечкой с чернью, украшали мужские пояса, верховую сбрую, седла. Из серебра мастера-зергеры изготовляли техникой ковки и литья в формах (калып) женские украшения (браслеты, серьги, кольца, перстни и многое другое), узорные пластинки для мужских и женских поясов, верховой сбруи, седел, предметов убранства жилища, посуды и музыкальных инструментов.

Резьба по камню применялась главным образом при изготовлении надмогильных сооружений и была распространена в Западном Казахстане.

Художественная обработка кожи производилась методом тиснения с помощью специальных деревянных досок-форм (калып). Тиснению подвергалась кожа, шедшая на изготовление верховой сбруи и посуды для кумыса и молока (кенек, кеукерин и т. д.).

Прикладное искусство казахского народа всегда отличалось самобытностью, законченностью форм и красочностью. Однако все богатство народного прикладного искусства было собственностью феодальной верхушки дореволюционного аула, в то время как подлинные творцы его влачили нищенское существование.

Являясь ярким выражением духовной культуры народа, тесно связанное с особенностями кочевого скотоводческого хозяйства, прикладное искусство почти не претерпело изменений до революции. Можно отметить лишь тот факт, что в конце XIX и начале XX в. в аул стали проникать синтетические красители шерсти, которые из-за их дешевизны частично вытеснили более ценные, прочные, но труднодобываемые растительные краски |. Анилиновые красители внесли изменения в традиционную цветовую гамму, значительно обогатив ее. В целом же искусство народа сохранило свои традиционные формы, назначение и технические приемы.


Другие записи: