Домашнее убранство в дореволюционном жилье казахских шахтеров

Изменения в домашнем убранстве неразрывно связаны с преобразованиями в жилищных условиях и в уровне доходов населения, их материального обеспечения на каждом этапе развития.

В дореволюционной Караганде основным источником жизни казахских шахтеров был заработок на шахте. Редко кто держал козу или корову, чтобы иметь молоко для детей. Как рассказывает старый шахтер Адамкайыр Койтаспаев, средний заработок шахтера не превышал 10—12 руб. в месяц, которых едва хватало на скудную пищу и самую необходимую одежду. Заработок шахтеров не позволял приобретать что-либо для домашнего убранства.

Как сообщила наш информатор Бибикайша Тусипкожина, все «убранство» землянок состояло из настланных на нары старых кошем или алаша, привезенных из аула, а также нескольких одеял и подушек. Многие шахтеры не имели даже одеял и ложились спать в верхней рабочей одежде, а те, у кого износились кошмы, алаша и пр., спали на сухой траве. И лишь очень немногие имели низкие круглые столики. У казахских шахтеров, выходцев из самых беднейших слоев, не было даже тех элементов домашнего убранства, какие имелись у кочевников среднего достатка.

В советское время произошли коренные преобразования и в убранстве квартир казахских рабочих. Уже в начале тридцатых годов у шахтеров появился достаток. Теперь они могли купить сколько хотели одеял и подушек, кошем и алаша.

Жизнь в тесном соседстве с представителями других национальностей, а также появившаяся возможность приобретения мебели по линии государственной торговли обусловили изменения в домашнем убранстве. Началось внедрение в обиход кроватей, столов, табуреток и стульев, платяных и посудных шкафов, ковров, зеркал, фабричных чемоданов. Первоначально кровати служили у казахов для складывания одеял и подушек, а столы и стулья во многих случаях — не для повседневного пользования; в силу привычки рабочие продолжали спать на полу, есть за низким столиком или просто на скатерти, разостланной на полу.

Домашнее убранство у казахских шахтеров в этот период выглядело примерно так. В семьях, еще не воспринявших новые элементы быта, на полу расстилались кошмы или алаша. Вдоль одной из стен складывались одеяла и подушки на сундуках и чемоданах или, если имелись казахские деревянные кровати, то на них. Одежда вешалась на гвозди, вбитые в стены, рабочая — в коридоре, остальная — в жилых комнатах.

Почти во всех домах было принято вешать на стены фотокарточки в рамках, настенные зеркала разных размеров и часы-ходики. На окнах тканевые занавески разных форм и размеров. Если был ковер, в большинстве случаев ручного производства, он вывешивался на видном месте.

В тех же домах, где появились новые предметы домашнего обихода, традиционный порядок убранства изменился. Сложенные на кроватях одеяла и подушки застилались покрывалами из тонких тканей. У окна ставился стол, за которым никто не ел, на нем находились книги, самовар, часы-будильник, разные безделушки. К столу придвигался стул или табуретка.

Стол и стулья обычно покупались для домашних занятий детей-школьников. В некоторых домах имелись шкафы кустарного производства (реже — фабричные) для хранения посуды и вещей, вешалки.

Как видим, в тот период еще полностью сохранялось с небольшими дополнениями традиционное казахское домашнее убранство. Дольше всего традиционное убранство сохранялось на кухне: на пол настилалась кошма или алаша, за низким круглым столиком семья

Жилая комната (тер уй) служила только для отдыха и сна членов семьи (невыделенной молодой пары, взрослых детей). В ней расставляли сундуки, чемоданы, на которые складывались одеяла и другие вещи. Гостей принимали также здесь.

В дальнейшем, по мере роста благосостояния и культурного уровня, а также по примеру и под влиянием, представителей других национальностей домашнее, убранство у казахских шахтеров стало претерпевать заметные изменения. Этот процесс пошел ускоренными темпами в послевоенные годы.

Причины и суть изменений заключались в следующем. Прежде всего изменился образ жизни, породивший традиционное убранство жилья кочевника. Теперь исчезла необходимость быть готовым к перекочевке и в приспособлении всего домашнего имущества к транспортировке. Далее, с момента перехода к оседлости прошло уже несколько десятилетий, за которые старшее и тем более среднее поколения успели приспособиться к новым условиям, а выросшая в советское время молодежь была свободна от кочевых традиций. Значительно возрос культурный уровень основной массы казахского населения. Под влиянием всех этих факторов изменился принцип подхода к предметам домашнего обихода. Теперь их приобретали не по признаку транспортабельности, а по признаку практичности и удобства, гигиены и красоты. Появилась возможность применять по их прямому назначению непригодные к постоянной вьючной транспортировке предметы — высокие столы и стулья. Для кратковременного отдыха стали использовать диваны и кресла, а для сна — современные кровати.


Другие записи: