Дореволюционное жилище казахов-рабочих

dorevoljucionnoe zhilishhe kazahov rabochih Традиционное строительство

До революции казахи-рабочие, коренным образом изменив свой образ жизни, все еще сохраняли много черт, которые выработались в течение веков у кочевников. Поэтому на карагандинских угольных копях казахи вынуждены были строить примитивные жилища, напоминавшие во многом архаичные формы зимовок и землянок. Даже администрация копей и Спасского медеплавильного завода, желая подчеркнуть сходство казахского рабочего поселения с кстау, в официальных документах называла их зимовками. Так, в 1910 г. в целях подавления забастовочного движения шахтеров Караганды полицейские власти приняли решение «ликвидировать зимовки казахских рабочих и перевести их в казарму».

Отсутствие строительных материалов, а главное, отсутствие средств вынуждало рабочих строить примитивные полуземлянки — «жер теле», «жер кепе», почти непригодные для жизни в них. Жер теле обычно пристраивались одна к другой, вытягиваясь в одну линию, и приобретали сходство с бараками, что, впрочем, отразилось и в названии («жер барак» — буквально «земляной барак»). В жер бараке проживало до 30—40 семей. Каждая отдельная землянка имела свой вход, напротив которого располагались хозяйственные пристройки. Землянка была однокамерной, около 2 М в ширину иЗжв длину, высотой ниже среднего человеческого роста.

Постройка подобного жилья не требовала специальных знаний и большого количества материалов: довольно поверх вырытой ямы улоясить горбыли, а сверху накрыть их ветками карагайника. Затем смазать крышу глиняным раствором, смешанным с мелко рубленными камышом и карагайником, и жилье готово. Для освещения в середине потолка оставлялось небольшое отверстие, которое обычно затягивалось бычьим пузырем, а отдельным счастливчикам удавалось даже раздобыть для этого «окна» низкосортное зеленое стекло.

Печь казандык, с обогревателем ставилась у входа, отделяя передний угол, в котором от стенки обогревателя устраивались нары, как в казахской зимовке. Они застилались камышом, поверх которого стелили кошму, алаша (один из видов безворсового ковра) либо шкуру какого-нибудь животного. Эта часть помещения была жилой, здесь семья принимала пищу и отдыхала.

Мебель отсутствовала совершенно, редкостью являлся низкий круглый столик. Постельные принадлежности — одеяла (керпе), подушки (жастык.) — складывали обычно у стены напротив входа или же расстилали там. Те, кто не имел этих вещей, спали прямо на кошме, укрывшись тулупом (тон).

Угол у входа, отделенный печью, служил одновременно кухней и кладовой. Как известно, жилище кочевников делилось на две половины: левую — мужскую, правую — женскую. Л. П. Потапов предполагает, что такое деление жилища отражает факт принадлежности юрты женщине при матрилокальном браке. На это же указывало и то, что супружеская постель находилась на женской половине. В жилище рабочего это разделение выражалось в ослабленном виде. Например, передний угол (тер) предназначался для главы семьи (мужчины) и мужской части семьи, а женщины располагались поближе к выходу.

Хозяйственные пристройки для скота и сена были не у всех шахтеров, так как большинство из них не имели скота.

Земляные бараки существовали до начала строительства Карагандинского угольного бассейна. В тридцатых годах они были ликвидированы и получили распространение постройки из самана, который вполне отвечал условиям сухого и сурового климата Караганды и вместе с тем был самым доступным строительным материалом в период, когда страна еще не имела возможности развернуть производство стройматериалов. Саманные постройки казахских шахтеров, получившие название домов «местного типа», конструкцией и планировкой были похожи на зимовку казахов, подробное описание которой дано архитектором М. М. Мендикуловым.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий