Достижения казахского народа

dostizheniya kazahskogo naroda Строительство военного времени

История взаимоотношении казахского и русского народов в дореволюционный период полна примеров тесных дружеских контактов в хозяйственной и бытовой жизни. В процессе общения они перенимали друг у друга наиболее рациональные методы земледелия и скотоводства. Переходя на полуоседлость и оседлость, казахи восприняли у русских и украинцев и элементы оседлого быта. В то же время русские и украинские переселенцы учились у казахов местным приемам выпаса и содержания скота, усваивали технику орошаемого земледелия, многие элементы быта. Под непосредственным влиянием более передового, более опытного русского рабочего класса шло формирование национальных кадров промышленных рабочих. Бывшие кочевники осваивали новые профессии, прежде незнакомую технику, трудовые навыки и приемы. Оторвавшись от родных аулов, оказавшись в непривычных условиях труда и быта, рабочие-казахи воспринимали у русских и элементы материальной культуры.

Все это происходило, разумеется, вопреки воле и желанию царской администрации, рассматривавшей Казахстан как колонию России. Царская администрация всячески укрепляла здесь отжившие феодальные институты, демонстрируя этим классовую солидарность с феодально-байской верхушкой. Разжигая и поддерживая межнациональную рознь, представители царской власти держали массы трудящихся аулов и деревень в темноте и невежестве.

Царизм видел в Казахстане лишь обширный рынок сбыта своих товаров и сырьевую базу для развивающейся промышленности метрополии. До тех пор, пока в России существовали капиталистические производственные отношения, буржуазная идеология и национальный гнет, не могло быть и речи об окончательном уничтожении национальных перегородок, развитии подлинно интернациональных отношений, братской дружбы и взаимопомощи казахского и других народов царской России. Прогрессивное взаимовлияние, экономические и культурно-бытовые связи этих народов не могли стать по-настоящему глубокими и всеобъемлющими.

Это сделалось возможным лишь после победы Октябрьской революции, принесшей народам царских окраин свободу, национальную государственность, экономический и культурный расцвет.

В условиях социалистического общества прогрессивные черты национального быта казахов получили возможность развиваться и совершенствоваться, становясь достоянием всех народов нашей страны. В период развернутого строительства коммунизма, как указывается в Программе КПСС, наступает новый этап в развитии национальной культуры, национальных отношений, характеризующийся дальнейшим сближением наций.

В процессе строительства коммунизма у народов Советского Союза складываются общие черты духовной и материальной культуры, порожденные новыми общественными отношениями и впитавшие в себя лучшие традиции каждого из этих народов. Восприятие лучших черт быта у других народов ведет к взаимообогащению, роднит и сближает казахский народ со всеми братскими народами.

И действительно, любой элемент современной материальной культуры казахов несет на себе отчетливые следы влияния культуры других народов и в первую очередь русского. Но, несмотря на это, в целом материальная культура казахов, особенно крестьянства, остается вполне национальной, отвечающей национальному вкусу, традициям и обычаям. Национальный вкус проявляется и в выборе элементов быта из городской культуры, в изменении и способах приведения их в соответствие с собственными национальными привычными, традициями. Народная самобытность воплощается в красочном убранстве современного жилища предметами национального быта, в стремлении украсить каждый предмет орнаментальными мотивами. Живут и приумножаются богатейшие традиции национального прикладного искусства, которым всегда славился казахский народ.

Достижения казахского народа в создании новых форм социалистического быта обладают притягательной силой для народов стран зарубежного Востока, свидетельствуя о том, что лишь в условиях социализма вчерашние казахи-кочевники могли достичь величайших вершин экономического и культурного расцвета и при этом не только не утратили своей национальной самобытности, но постоянно совершенствуют и обогащают в процессе строительства коммунизма все подлинно народные элементы национальной культуры.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий