Изменения в материальной культуре казахских рабочих

izmeneniya v materialnoj kulture kazahskih rabochih 1 Традиционное строительство

Материальная культура народа складывается в соответствии с условиями производственной деятельности и образом жизни людей.

Жилище, домашнее убранство, одежда и пища казахов веками приспосабливались к ведению пастбищного скотоводческого хозяйства и кочевому образу жизни. Лишь с переходом некоторой их части к полукочевой, а бедняков-жатаков к оседлой жизни стали претерпевать изменения отдельные элементы традиционной материальной культуры.

Особенно быстро этот процесс происходил в середине и конце прошлого века в связи с приобщением казахов к промышленному производству, когда у казахских рабочих изменились вместе с условиями производства и условия жизни. У крестьян и рабочих оседлых народов элементы материальной культуры в основном совпадали. Переход этих крестьян на работу в промышленность не вызывал такой коренной ломки веками

сложившегося уклада жизни, как это предстояло кочевнику.

Поэтому процесс превращения кочевников в рабочих крупной промышленности с самого начала являлся и процессом превращения традиционного кочевого уклада, быта в оседлый, причем на пролетарской основе. Новые условия труда и жизни предъявляли совершенно иные требования ко всем элементам традиционной материальной культуры, приспособленной к кочевой жизни. Под влиянием культуры других народов, с представителями которых жили и работали на одном промышленном предприятии, бывшие казахские кочевники постепенно изменяли свой быт.

Изменения в материальной культуре казахских рабочих

Рабочему классу, являющемуся основной силой в производстве материальных благ, как передовому и революционному классу общества, принадлежит в истории человечества особое место. Его исторической миссией является уничтожение капитализма, всякой эксплуатации человека человеком и построение коммунистического общества. Поэтому изучение различных сторон жизни и преобразующей деятельности рабочего класса всегда было и остается важной задачей передовой науки.

И не случайно, что одна из первых работ классиков марксизма, вышедшая в свет в 1845 г. книга Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», была посвящена разработке этой проблемы. Отметив, что «положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности», Ф. Энгельс пишет: «…для того, чтобы дать прочное обоснование… социалистическим теориям… совершенно необходимо изучить условия существования пролетариата». Исследуя положение, «к которому социальная война приводит класс», Ф. Энгельс в этой проблеме выделяет вопрос о том, «какое жилище, какую одежду и пищу общество дает рабочим в уплату за их работу» . Отвечая на этот вопрос, Ф. Энгельс подробно описывает рабочие районы и трущобы Лондона (знаменитое «воронье гнездо» Сент-Джайлс и др.), Дублина, Эдинбурга, Ливерпуля, Бирмингема, Манчестера и других городов Англии. Он приводит примеры страшной жизни рабочих, живущих в конурах, одетых в лохмотья и постоянно голодающих.

Говоря об этом труде Ф. Энгельса, В. И. Ленин назвал его «ужасным обвинением капитализма и буржуазии». «Ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса» .

В столь бедственном положении находились рабочие в Англии — одной из самых передовых стран капиталистического мира. Насколько же хуже были условия труда и быта казахских рабочих, если учесть, что Казахстан был колониальной окраиной царской империи, в прогрессе которой метрополия совсем не была заинтересована. Весь этот огромный край использовался как источник сырья, которое разрабатывалось хищническими методами русскими и иностранными промышленниками, а почти поголовно безграмотный казахский народ — как источник дешевой рабочей силы.

До революции на территории Казахстана имелись лишь отдельные промышленные предприятия с примитивной техникой и малым числом рабочих. Казахи нанимались на такие предприятия для сезонной работы. Не будучи грамотными, не обладая профессиональными знаниями и навыками, они, как правило, были заняты на самых черных и низкооплачиваемых работах. Разумеется, эти текучие, ежегодно меняющие свой состав отряды неквалифицированных рабочих не представляли собою единого казахского пролетариата.

Формирование казахских национальных кадров советского рабочего класса началось после победы пролетарской революции и происходило в процессе социалистической индустриализации страны в целом и Казахстана в частности.

Это определило особенности развития культуры и быта рабочего-казаха. Изучение этих особенностей важно не только для этнографической науки и для практики коммунистического строительства. Оно имеет значение и потому, что опыт казахского народа в строительстве новой жизни является источником социальных знаний для освобождающихся от колониального ига и вступающих на путь социализма стран Востока и Африки.

Формирование казахских национальных кадров рабочего класса было сравнительно длительным процессом и прошло в своем развитии ряд этапов. Оно является предметом специального научного исследования.

Настоящий краткий обзор преследует цель увязать изменения, происшедшие в культуре и быту казахских рабочих, с особенностями формирования национальных кадров рабочего класса в процессе создания современной промышленности в Казахстане.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий