КАЗАШКИ БУДУТ ГРАМОТНЫМИ!

kazashki budut gramotnymi Революция

За истекший 1925 год особое внимание уделялось вопросу о вовлечении женщин вообще, в частности казашек, в активное участие в строительстве советской школы, охвату последней детей школьного возраста женского пола, борьбе с бытовыми условиями казахской женщины и проч.

Факт участия женщины-казашки в государственной и общественной жизни выдвинул вопрос о необходимости возможно в срочном порядке ликвидировать техническую и политехническую неграмотность среди организованных женщин-казашек — делегаток женотделов, отдельных дехканок — членов аульных Советов.

При рассмотрении ориентировочного плана Казахской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности на коллегии Главполитпросвета осенью 1925 г. представительницей от Крайженотдела был поднят вопрос о забронировании твердого процента мест, обучающихся на пунктах по ликвидации безграмотности, для женщин-казашек. В ориентировочный план Казахской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности на 1925/26 учебный год включен определенный 25%-ный контингент учащихся женщин-казашек для ликпунктов с распределением по губерниям КССР следующим образом:

1) Акмолинской……….. 100 ликпунктов

6) Кустанайской……….. 90 ликпунктов

9) Кара-Калпакской АО……. 57

Всего. . . 825 ликпунктов специально для женщин-казашек

При реализации плана, составленного по заявке Крайженотдела, места встретились с непреодолимым препятствием для настоящего момента. В губерниях не имеется преподавателей-казашек для использования их в специально открываемых для женщин пунктах по ликвидации безграмотности, в результате чего, по отчетам с мест, было открыто лишь по одному пункту в Актюбинском Уральской губерниях и в городе Кзыл-Орде.

Женщины вынуждены были обучаться на общегражданских пунктах. Прошедших через пункты по ликвидации безграмотности за 1925 г., согласно статистическим данным полугодового отчета, оказалось по губерниям:

2) Акмолинской……….. 1 382 женщины

6) Семипалатинской……… 1 390 женщин

Адаевскому уезду……… 34 женщины

9) Сыр-Дарьинской ……… сведений нет

Всего. . . 4 341 женщина

В части политико-просветительной работы по ликвидации технической и политической неграмотности за 1924/25 учебный год среди женщин приходится констатировать незначительные достижения в силу религиозно-бытовых условий казахской женщины, отсутствие наличия культурных сил женского пола на местах, фактического открытия кампании по ликвидации неграмотности лишь в начале 1925 г.

Для подготовки женщин-ликвидаторов [безграмотности] при краевой инструктивной школе ликвидации безграмотности организована группа практиканток-казашек в 10 человек. О привлечении большего числа практиканток в означенную группу не представлялось возможным за отсутствием средств как у Политпросвета, так и Крайженотдела.

Стремление и тяга к учебе у казашек большие, что достаточно характеризуют запросы с мест о квалифицированных преподавательских женских силах для работы в инструктивных школах.

В 1924/25 и 1925/26 учебных годах был открыт широкий доступ желающим поступить, особенно из казашек, в различные учебные заведения повышенного типа, главным образом в профессионально-технические, педагогические учебные заведения и совпартшколы .

Охват женщин педагогическими, профессионально-техническими учебными заведениями и совпартшколами за 1924/25 учебный год определяется следующими данными:

При подборе служащих аппарата НКП обращалось должное внимание на женщину-работницу.

В данное время из 75 служащих НКП 15 женщин, составляющих 20% общего числа служащих. Из них 3 (одна казашка, две русские) несут ответственную работу, остальные 12— техническую.

В день 8 Марта 1926 г., согласно указаниям, данным местам Главполитпросветом, должна быть проведена следующая работа:

1) По всем клубам, избам-читальням и другим первичным политико-просветительным организациям проводятся доклады о Международном женском дне с возможной иллюстрацией таковых наглядными пособиями (плакатами), привлекая для их изготовления кружки [изобразительного искусства], где таковые имеются.

2) В справочных столах изб-читален и других политико-просветительных учреждениях концентрируется на этот день вся имеющаяся в данном учреждении по этому вопросу литература и даются на вопросы об этом дне широко исчерпывающие ответы.

3) Все художественные кружки (драматический, музыкальный, хоровой и проч.) при политико-просветительных учреждениях принимают активное участие в общей работе подготовки соответствующих спектаклей, инсценировок, хоровых выступлений и прочем.

4) Кинотеатры, киноустановки, кинопередвижки должны своевременно приобрести кинокартины с содержанием, соответствующим этому дню, причем кинопередвижки в этот день должны особенно широко развернуть работу в аулах.

5) Приурочивается выпуск обученных на пунктах по ликвидации безграмотности женщин-казашек к Международному женскому дню с проведением соответствующего предвыпускного митинга.

6) В этот же день для создания кадров женщин-ликвидаторов провести прикрепление женщин-практиканток к инструктивным школам ликбеза.

Для проведения дня 8 Марта местам рекомендованы пособия, соответствующая литература. Для более успешного выполнения намеченных выше мероприятий местам предложено привлечь к проведению Международного женского дня местные партийные, профессиональные, общественные организации и др.

Зав. наркома просвещения Кислицын Врид. зав. информационной частью Черезов

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий