Транспортные потребности Казахстана

transportnye potrebnosti kazahstana Революция

Однако пуском Турксиба транспортные потребности Казахстана еще не были удовлетворены. Как раз его центральная часть, где были сосредоточены огромные естественные богатства, не имела железнодорожной сети, что препятствовало их вовлечению в хозяйственный оборот. Поэтому Коммунистическая партия в 1931 году поставила вопрос о новом развороте железнодорожного строительства на окраинах страны, в том числе в Казахстане. Было создано управление Казахского железнодорожного строительства (Казжелдорстрой), которое занималось прокладкой железнодорожных линий в районы цветной металлургии и к угольным месторождениям, таких, как Караганда — Балхаш и др.

В ходе строительства мощной индустрии, крупного железнодорожного транспорта и крупных сельскохозяйственных предприятий в Казахстане требовалось преодолеть неимоверные трудности. В кратчайший срок приходилось воздвигать гигантские предприятия преимущественно в совершенно необжитых районах, в безлюдных пустынных местностях. Достаточно привести краткую справку, что из себя представляет территория Казахстана в естественно-географическом отношении, чтобы стали очевидными те дополнительные трудности, которые вставали на пути хозяйственного развития, не говоря уже о других трудностях.

Для природы Казахстана особенно характерна засушливость и резкая континентальность климата. «В связи с глубоким материковым положением республики,— сказано в географическом сборнике «Казахстан»,— климат ее очень сухой и резкий, с более суровыми зимами, чем на тех же широтах в восточных частях русской равнины. Поэтому на крайнем севере Казахстана располагаются не лиственные леса, как на соответствующих широтах русской равнины, а степи с небольшими древесными островками. Южнее степи сменяются пустынно-степной зоной и далее зоной пустынь». «Большая часть Казахстана—весь центр и запад (до 9/10 общей площади) — имеет менее 300 мм осадков, там земледелие без полива невозможно; большее количество осадков выпадает по краям Казахстана: на севере, востоке и на юго-востоке по склонам гор… С резкой континентальностью и засушливостью климата связаны слабая речная сеть, недостаток воды, скудность растительного покрова, особенно лесного». Все это, особенно мелководье, создавало огромные трудности не только для развития сельского хозяйства, но и для создания промышленности.

Именно в таких сухих степях и пустынях пришлось строить крупную индустрию в Казахстане. Это было в подлинном смысле слова пионерное строительство со всеми его сопровождающими чрезвычайными сложностями и трудностями. В Центральном и Западном Казахстане, где протекало наиболее интенсивное строительство, места для новостроек приходилось выбирать с учетом прежде всего водных источников. Не было воды для технических и бытовых нужд. Нужно было во многих случаях устраивать водохранилища и сооружения для доставки и приведения воды в состояние, годное к использованию. Например, на Эмбе был построен крупнейший водопровод в Союзе, длиной около 300 километров. Все нефтепромыслы Эмбы были соединены с Уралрм водопроводом, и на всех промыслах была разрешена проблема обеспечения как питьевой, так и технической водой. Стоимость водопровода оценивается в 30 млн. рублей. Аналогичные сооружения возводились и в других местностях Казахстана, в Караганде, Коунраде и других.

Отсутствовал транспорт, например, Балхаш отстоял от самой ближайшей железнодорожной линии на расстоянии 500 км, Джезказган — еще дальше. Чимкент не был еще соединен с Ташкентской железной дорогой, не было железнодорожной линии Акмолинск — Караганда, Лениногорск — Рубцовка и других, так что главные очаги строительства не имели самых необходимых транспортных связей. Оборудование и материалы на новостройки часто приходилось подвозить на верблюдах. Из воспоминаний очевидцев и участников строек видно, что во время стройки Карсакпая на всем протяжении пустыни от станции Джусалы до Карсакпая непрерывно двигались верблюды, которые подвозили к строительству материалы, оборудование и др. На строительство Балхашского медеплавильного завода строительные материалы также доставлялись из Караганды на верблюдах и из Бурлю-Тюбе—по озеру на плотах. Стоимость одного бревна, доставленного на стройку, доходила до 1 000 рублей.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий