Убранство жилого дома

ubranstvo zhilogo doma Традиционное строительство

С превращением жилого дома в постоянное местопребывание его убранству стало уделяться больше внимания. К сожалению, этнографические работы по Казахстану предвоенного периода и первых послевоенных лет не содержат описания убранства казахского жилого дома. Оно может быть восстановлено в главных своих чертах лишь по рассказам информаторов, живущих в различных частях Казахстана.

Складывавшиеся веками национальные формы убранства и обстановки юрты были перенесены и в оседлый дом. Явление это наблюдалось повсеместно и может рассматриваться как выражение национального вкуса. В довоенный период, а частично и в послевоенные годы для казахского оседлого дома было характерно ограниченное количество мебели, расположение всех предметов обстановки вдоль стен, наличие обязательного почетного места (тер) у передней стены, застилание пола кошмами, войлочными и ткаными коврами, вызванное обычаем сидеть, есть и спать на полу. В большинстве районов Казахстана обязательным предметом убранства жилого дома являлся жук (горка из свернутых одеял, войлочных и тканых ковров, орнаментированных чехлов для мягких вещей (сандык, кап, шабадан, тен, каршын) и подушек. Все это укладывалось на деревянную подставку (жук аяк.) с орнаментированной лицевой частью. Размеры джуков были различны, нередко они занимали всю стену. Непременным атрибутом убранства дома являлись деревянные кровати (тесек агаш), сундуки, ящики (кебеже) также с орнаментированной лицевой частью. Все это в сочетании с яркими, прекрасно орнаментированными коврами, застилающими пол и висящими на стенах, создавало яркий национальный колорит.

Обычные столы, стулья и металлические кровати в быту казахов стали появляться лишь в предвоенные годы, а кое-где (Мангышлак и животноводческие районы Западного, Центрального и Южного Казахстана) лишь в послевоенный период. Обычай спать, сидеть и есть на полу сохранялся во многих частях Казахстана довольно долго. Даже при наличии стола он ставился в углу кухни и служил подставкой для посуды, самовара, а есть продолжали или на постланном на пол дастархане или на низком круглом столике. Примерно то же было и с кроватями — они служили обычно для укладки постелей на день.

Однако сам факт появления столов и кроватей в доме казаха-колхозника под влиянием соседей — русских или украинцев свидетельствовал уже об определенных сдвигах в старых традициях и привычках. О русском влиянии свидетельствовало и убранство кровати. Уложенные на нее одеяла (керпе) закрывались покрывалом с вышивкой и кружевом. Обязательным был и белый подзор с кружевом и вышивкой. Поверх покрывала укладывались подушки в цветных наволочках.

С влиянием русских и украинцев связано также повсеместное распространение зеркал, висящих в простенке между окон, нередко с наброшенным на него белым рушником (полотенцем), концы которого обвязаны кружевом и вышиты крестом или гладью. Почти во всех казахских домах можно было увидеть фотографии, висящие на стене под стеклом в деревянной рамке.

На стене перед кроватью прибивался вышитый (Tyci кшз) или тканый ковер (кшем, алаша), реже фабричный. Посуду держали на столе или в настенном кустарной работы шкафчике. Белье хранили в сундуке (сандык,), зимнюю одежду укладывали в чехлы (сандык, кдп, шабадан), а та, что была в постоянной носке, висела на вешалке. Шифоньеры, буфеты, серванты, книжные шкафы не употреблялись. Во многих домах не было и стульев. Для сидения за низким круглым столиком использовались такие же низенькие скамеечки.

Очень редко встречались белые занавески на окнах, тем более тюлевые шторы и портьеры на дверях. Приемники были редкостью, да это и неудивительно, если еще накануне Отечественной войны, а во многих районах и в первой послевоенной пятилетке в аулах не было радио, электрического света. Однако уже тогда наряду с привычными предметами национального быта, перекочевавшими из юрты в постоянный жилой дом и отчасти сохранившими свое местоположение и назначение, начинают проникать предметы городского быта. Они сочетаются с элементами национального казахского убранства, дополняя его, сливаясь с ним, делая быт колхозного крестьянства богаче, удобнее, рациональнее. Послевоенный период характеризуется большим размахом колхозного и совхозного строительства, подъемом общественного хозяйства, благосостояния и культурного уровня крестьянства.

Интернационализация казахского аула

Интенсивный процесс интернационализации казахского аула также явился стимулом к изменениям в быту казахского крестьянства, в убранстве их жилища. Строительство многокамерных домов с новой планировкой, с ранее неизвестным казахам назначением комнат, возросшие запросы крестьян потребовали и новой обстановки в доме.

Наряду с несомненным влиянием русского и других народов новое входило в быт казахов и под влиянием казахской сельской интеллигенции (учителей, врачей, агрономов и т. д.), молодежи, учившейся в городе, усвоившей там элементы городского интернационального быта. В аулах и селах Казахстана идет усиленный межнациональный обмен положительными элементами быта. Массовое производство удобной современной мебели, радиоприемников, телевизоров, стиральных и швейных машин и других предметов не может не интернационализировать быт, хотя бы уже по соображениям чисто экономическим. Вместе с тем в быту казахского населения продолжает сохраняться, сочетаясь с новыми элементами, все лучшее, национальное. Это прежде всего предметы прикладного искусства, придающие жилищу яркий национальный колорит.

Чтобы читатель мог лучше представить убранство современного казахского сельского дома, приведем описание нескольких из них, взятых из различных частей Казахстана. Каждый будет в чем-то типичен, в чем-то своеобразен, но в целом эти описания позволят увидеть то направление, по какому пойдет дальше развитие сельского быта казахов.

Нами обследовано множество квартир работников совхозов и колхозников в ряде областей Казахстана. Это квартира и шофера Есмагамбета Молдабекова из совхоза «Озерный» Пресновского района Северо-Казахстанской области, и учителя Тургуна Оразалина из этого же совхоза, и дом рабочего Айдабульского совхоза Кокчетавской области Амангельды Бельгибаева, и агронома Хасана Садвокасова из совхоза им. Щорса этой же области, и рабочего Айтжанова из совхоза «Бирлик» Павлодарской области, и директора школы из этого же совхоза Жуманазара Ерманова и многих других. Общим для всех этих квартир является наличие в них (в большей или меньшей степени) предметов национального убранства, придающих квартирам национальный колорит. Он создается прежде всего орнаментированными войлочными коврами (текемет, сырмак)» которыми устланы полы в парадных комнатах, ткаными коврами (юлем, алаша) на полу или на стенах у кроватей. Во многих домах есть джуки из свернутых одеял и сырмаков на подставках (жук аяк,), горки (абдра) из окованных цветной жестью сундуков, низкие столики для еды. Предметы национального убранства реже встречаются в Северо-Казахстанской области, несколько чаще в Кокчетавской и очень много их в Павлодарской, Гурьевской областях и в Южном Казахстане. Это связано с тем, что в северных областях овцеводство развито слабо, тогда как в Павлодарской, Кзыл-Ордин-ской, Чимкентской, Джамбулской, Гурьевской областях овцы — основное направление в животноводстве, а овечья шерсть, как известно, является сырьем для изготовления войлочных и тканых ковров. Кроме того, давнее и тесное общение северных казахов с русскими привело к некоторому сглаживанию отдельных элементов национального быта.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий