Установление массовых казахского и русско-украинского переселенческого крестьянства

ustanovlenie massovyh kazahskogo i russko ukrainskogo pereselencheskogo krestyanstva 1 Революция

Вся вторая половина XIX в. знаменуется установлением массовых и широких контактов казахского и русско-украинского переселенческого крестьянства. Приезжающие покупают у казахов скот и продукты скотоводства, в свою очередь продают косы, грабли, учат казахов заготавливать сено, сметывать его в копны и стога, перевозить к местам зимовки скота.

Эти нововведения, несомненно, сказались на состоянии скотоводческого хозяйства казахского аула, давали возможность даже беднейшей части сохранять свой скот в неблагоприятные зимы. Середняки и баи приобретали даже сенокосилки и конные грабли. Вскладчину покупали такие машины и бедняки, а те, кто не мог приобрести сенокосные орудия в собственность, брал их взаимообразно у русских друзей (тамыров) либо работал на сенокосе вместе с переселенцами.

Старожил с. Скобелевка, где сейчас находится колхоз «Гигант» Чилийского района Кзыл-Ординской области, А. И. Бережной рассказывает, что у жителей этого села были дружеские отношения с жителями окрестных казахских аулов. «Мы покупали у них (казахов) Скот (коров, лошадей, овец), основная масса которого выпасалась у наших тамыров в отгоне. Не видели свой скот (овец, лошадей, быков) по нескольку лет и знали, что он не только будет в сохранности, но и с большим приплодом. В свою очередь мы помогали друзьям косить сено нашими косилками, убирать его и в трудные зимы ссужали им сено, за которое они всегда с лихвой расплачивались скотом и другими услугами» .

То же самое сообщают и другие наши информаторы. Эти рассказы свидетельствуют о зарождении и развитии еще задолго до установления Советской власти среди трудящихся-казахов и русских братского содружества и взаимопомощи, что обусловило взаимовлияние и взаимообогащение их материальной культуры.

Знакомство с русскими орудиями сенокошения очень скоро привело к тому, что заготовкой кормов стали заниматься казахские хозяйства, обитавшие не только по соседству с переселенцами, но и в глубине степи. Количество этих орудий у казахов увеличивалось с каждым годом. Многие казахские аулы, не имея возможности приобрести сельскохозяйственные орудия, ходатайствовали перед местными властями о выделении им необходимых ссуд на покупку сенокосилок |. Разумеется, основная масса наиболее сложных и дорогостоящих машин находилась в руках баев, которые нередко давали их бедным хозяйствам на условиях отработки или брали плату сеном.

Под влиянием русских и украинских переселенцев казахские бедняки стали заботиться и о более рациональном использовании пастбищ. От своих русских друзей казахи узнали, что с каждого участка можно брать ежегодные укосы, а табуны могут тебеневать и на выкошенной в начале лета степи. На юге Казахстана животноводы стали даже сеять кормовые травы — клевер, люцерну.

Как уже отмечалось, еще в первой половине XIX в. на севере Казахстана стали появляться более совершенные скотные помещения (кора). Это позволяло основной массе бедных хозяйств переводить скот в зимнее время на стойловое содержание, обезопасив его таким путем от неблагоприятных погодных условий.

Основная масса переселенческого крестьянства приехала в Казахстан без скота и приобретала его у местного населения. Однако состоятельные переселенцы привели с собой улучшенные породы скота, разведение которого содействовало в дальнейшем улучшению местных пород. Казахское население вскоре оценило достоинства породистых коров, лошадей и начало обзаводиться, по возможности, улучшенными производителями, покупая их или выменивая у русских. Правда, приобретение породистых производителей было доступно лишь байским хозяйствам.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий