Записка отдела культуры ЦК КПСС.21 сентября 1959 г

zapiska otdela kultury ck kpss 21 sentyabrya 1959 g Культурные ценности нашей страны

ЦК КПСС

Считаем необходимым доложить о недостатках в работе по подготовке советских музыкантов-исполнителей к участию в международных конкурсах.

Начиная с 1936 года в международных конкурсах музыкантов участвовало 149 молодых советских исполнителей, из них 41 получили первую премию, 33 — вторую и 19 — третью. Советские исполнители участвовали также в многочисленных конкурсах шести международных фестивалей молодежи, где заняли подавляющее большинство первых и вторых мест. Так, например, только в конкурсах шестого фестиваля участвовало 162 человека, которым были присуждены 75 золотых, 67 серебряных и 20 бронзовых медалей.

Эти факты красноречиво свидетельствуют о высоком уровне советской музыкальной культуры. Советские исполнители приобрели огромный авторитет почти во всех странах мира. Руководители наиболее известных международных конкурсов придают первостепенное значение участию в них наших исполнителей. Все это играет большую политическую роль, наглядно свидетельствуя об успехах социалистической культуры.

Но наряду с успехами в этом важном деле имеется, особенно в последнее время, немало серьезных недостатков. До последнего времени советские исполнители участвовали в течение года в одном-двух наиболее значительных конкурсах. Начиная с 1956 года наши представители участвуют ежегодно в большом числе конкурсов. Так, например, в 1957 году советские музыканты участвовали в восьми конкурсах, в 1958 году — в десяти. Некоторые из этих конкурсов (например, в Лиссабоне, Зальцбурге) не являются авторитетными, и участие в них советских исполнителей принесло мало пользы.

Необходимо отметить, что вопрос об участии в том или ином конкурсе последние годы решается недостаточно серьезно, без тщательного и всестороннего изучения всех условий конкурса. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что, например, результаты конкурсов 1958 года принесли известное снижение показателей наших участников. Так, из десяти конкурсов, в которых участвовали наши исполнители, лишь в трех мы получили первые премии. На конкурсе аккордеонистов в Брюсселе наши участники заняли III и IV места, в Женеве певица Христич получила лишь диплом, а певец Морозов — медаль, хотя по своим данным оба певца имели возможность получить премии. На том же конкурсе наш лучший флейтист Корнеев получил только диплом. Недостаточно удачно закончился для наших кандидатов и последний международный конкурс исполнителей на духовых инструментах в Праге.

Неудовлетворительно проводится подготовка к конкурсам. Подбор исполнителей фактически монополизировали кафедры Московской консерватории. В подавляющем большинстве случаев в конкурсах участвуют лишь ученики таких музыкантов, как Ойстрах, Гольденвейзер, Нейгауз и др. Почти вовсе не привлекаются к участию в конкурсах молодые исполнители союзных республик.

Отбор кандидатов для участия в международных конкурсах проводится так, что республиканские организации по сути дела лишаются возможности выдвинуть своих кандидатов и своевременно подготовить их к участию в том или ином конкурсе.

Министерство культуры СССР 4 мая 1958 года предложило Министерству культуры Украинской ССР выделить к 15 мая 1958 года своих представителей для участия в конкурсе аккордеонистов в Брюсселе. В декабре 1958 года украинским организациям было предложено подобрать исполнителей для участия в конкурсе скрипачей в Брюсселе, который проводился в январе 1959 года.

Поставленные в такие условия, украинские организации не смогли подготовить музыкантов для участия в конкурсах. Примерно такое же положение было с подготовкой конкурсов в Праге, Рио-де-Жанейро и др.

Нельзя признать также нормальным, что для участия в конкурсах, за исключением вокалистов, как правило, привлекается молодежь только из консерваторий. Талантливые молодые исполнители из филармоний, музыкальных театров страны почти не привлекаются.

Отборочные жюри, как правило, состоят или из одних и тех же педагогов Московской консерватории, или с добавлением к ним 2— 3-х представителей других консерваторий. Так, например, в жюри по отбору кандидатов на конкурс в Рио-де-Жанейро было по одному представителю от Ленинграда, Киева и Риги и И преподавателей Московской консерватории, в составе комиссий по отбору скрипачей на конкурс в Брюссель было по одному педагогу из Ленинграда и Тбилиси и 8 педагогов Московской консерватории.

Односторонний подбор жюри часто приводит к тому, что между членами комиссии возникает своеобразная «круговая порука»: один профессор поддерживает ученика другого профессора в расчете на то, что тот поддержит его ученика. Так «тянули» из одного конкурса в другой Бермана, Шацкеса, Паперно и других студентов Московской консерватории.

В комиссии не привлекаются авторитетные московские педагоги, ученики которых не участвуют в конкурсах, а также известные исполнители, не ведущие педагогической работы. Почти не участвуют в комиссиях и жюри представители союзных республик. Все это вызывает справедливые нарекания со стороны деятелей искусств республик.

Крупный недостаток состоит также в том, что в репертуаре участников международных конкурсов, как правило, не бывает произведений современной советской музыки.

Несмотря на то, что по программам конкурсов исполнителям предоставляется право исполнять, помимо обязательных произведений, и произведения по их выбору, лучшие советские произведения, как правило, не исполняются.

Такое положение во многом связано с ложным представлением о том, что советские музыканты должны исполнять на международных конкурсах то, что «там» может понравиться. Даже русская музыкальная классика представляется обычно в репертуаре участников конкурсов недопустимо слабо. Так, в репертуаре некоторых наших певцов на конкурсе в Женеве русские авторы были представлены лишь произведениями композитора-эмигранта А. Гречанинова.

Министерство культуры СССР, к сожалению, не уделяет необходимого внимания вопросам репертуара наших исполнителей на международных конкурсах.

В целях устранения недостатков в деле подготовки советских музыкантов в международных конкурсах, полагали бы необходимым:

1. Учредить при Министерстве культуры СССР специальную комиссию по международным конкурсам, составленную из наиболее известных представителей музыкальной культуры страны.

Предложить Министерству культуры вносить в ЦК КПСС годовой план участия наших исполнителей в конкурсах вместе с планами культсвязей на предстоящий год.

2. Изменить практику подготовки и проведения отборов к предстоящим конкурсам путем:

А) своевременной организации широкого отбора кандидатов из числа талантливой музыкальной молодежи консерваторий, филармоний, музыкальных театров страны;

Б) публикации условий участия в конкурсах заблаговременно в печати и рассылки их во все крупнейшие музыкальные центры страны;

В) организации рабочих жюри по отбору кандидатов из числа наиболее авторитетных педагогов и исполнителей как Москвы, так и других крупных и музыкальных центров, в том числе национальных республик страны. Считать неправильным участие в жюри профессоров, ученики которых принимают участие в отборочном конкурсе;

Г) создания необходимых условий подготовки для наиболее талантливых представителей национальных республик для участия в конкурсах;

Д) проведения отборочных конкурсов не только в Москве, но и в других наиболее крупных музыкальных центрах страны.

3. Поручить Министерству культуры СССР совместно с Союзом советских композиторов отобрать для рекомендации молодым советским исполнителям лучшие произведения советской музыки, отражающие современную жизнь советского народа. Провести творческие встречи с композиторами по созданию необходимого концертного репертуара.

Просим обсудить этот вопрос на комиссии ЦК КПСС гю вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей.

Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д. Поликарпов

Инструктор Отдела П. Рюмин

Помета: «На комиссию. Е. А. Фурцева».

Ф. П. Оп. 1. Д. 433. Л. 1-14. Подлинник.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий