Записка отдела культуры ЦК КПСС об улучшении практики отбора и проката зарубежных кинофильмов

zapiska otdela kultury ck kpss ob uluchshenii praktiki otbora i prokata zarubezhnyh kinofilmov Культурные ценности нашей страны

За последние годы Министерство культуры СССР в значительных размерах увеличивает приобретение иностранных кинофильмов и прокат их в кинотеатрах нашей страны. В 1955 году было выпушено на советский экран 63 иностранных кинофильма, а в 1958 году — 113.

Министерство культуры планирует дальнейшее расширение покупки иностранных кинофильмов. В текущем году оно намерено купить в зарубежных странах 125—130, а в 1960 году 160 кинофильмов. При таком подходе к делу в предстоящем году наши кинотеатры выпустят на экраны 120 отечественных и 160 иностранных фильмов. Таким образом, внимание советских зрителей неизбежно будет направлено в преобладающей степени в сторону тем и идей, не связанных с задачами коммунистического строительства, осуществлением которых занят советский народ.

Среди приобретенных фильмов капиталистических стран имеются картины, представляющие интерес в художественном и познавательном отношениях. В их числе такие фильмы, как «Машинист», «Под небом Сицилии». «Повесть о бедных влюбленных» (Италия) , «Адрес неизвестен» (Франция) . «Сводные братья» (Япония) , «Смерть велосипедиста», «Главная улица» (Испания) .

Приобретение фильмов в буржуазных странах к тому же является одним из важных условий, открывающих возможности для продвижения наших кинофильмов в эти страны.

Вместе с тем необходимо отметить, что в деле приобретения зарубежных фильмов и организации проката их в наших кинотеатрах имеются серьезные недостатки. При решении вопроса о покупке зарубежных кинофильмов Министерство культуры СССР и комиссия по отбору фильмов капиталистических стран не проявляют достаточной требовательности в оценке идейно-художественного качества картин и целесообразности показа их в наших кинотеатрах.

В результате на экранах появляются такие иностранные фильмы, в которых в идеализированном, выгодном для буржуазии освещении преподносится жизнь современного капиталистического мира, проповедуются идеи классового мира: «Фейерверк» (ФРГ) , «Наш сын адвокат» (Португалия) , «Моя дочь живет в Вене», «Золотая симфония», . . Моя жена любит музыку», «Антон и Кнопка» (Австрия) , «Жених для Лауры» (Аргентина) .

По установившейся в органах кинопроката практике заграничные фильмы, даже слабые в идейно-художественном отношении, распространяются такими же тиражами, как и наши советские фильмы. Вот несколько примеров о тиражах типичных буржуазных кинокартин. Фильм «Жених для Лауры» выпушен тиражом в 1336 копий, «Любовное свидание» — 1234 копии, «Фанфары любви» — 1012 копий, «Жизнь или смерть» — 1174. В таких же или меньших тиражах выпущены многие хорошо принятые нашей общественностью советские кинофильмы. Фильм «Орленок» выпущен в количестве 1066 копий, «По путевке Ленина» — 698 копий, «Огненные версты» — 935 копий, «Рожденные бурей» — 1285 копий.

Имеется немало случаев, когда работники кинопроката и кинофикации, кинотеатров и клубов, составляя репертуар кинотеатров, отдают предпочтение зарубежным фильмам. Так, например, в Москве в кинотеатре «Колизей» хорошие советские фильмы: «Дело было в Пенькове», «Дорогой мой человек» и «Красные листья» демонстрировались по 7 дней, а пустой французский фильм «Казимир» — 15 дней. В кинотеатре «Уран» кинофильм «Дорогой мой человек» шел всего два дня, «Красные листья» — 3 дня, а французский фильм «Колдунья» —14 дней. Подобные факты не являются исключением.

Управление кинофикации и проката Министерства культуры СССР при тиражировании и прокате зарубежных фильмов нередко руководствуется чисто коммерческими соображениями, рассматривая эти кинокартины лишь с точки зрения выгодности их проката. Но практика показывает, что советские фильмы дают значительно большие сборы, чем зарубежные. Так, в среднем лучший советский фильм дает за год проката около 54 миллионов рублей валового сбора, а зарубежные картины — около 34 миллионов рублей.

При заключении соглашений с буржуазными кинофирмами предусматриваются равные условия проката заграничных кинофильмов в Советском Союзе и советских фильмов за границей. На самом же Деле наши фильмы за рубежом, как правило, показываются в ограниченном количестве кинотеатров. Это обстоятельство не учитывается нашими органами кинопроката. В Москве, например, каждый новый советский фильм одновременно выпускается в 30—32 кинотеатрах и клубах. Большинство буржуазных фильмов выпускается в таком же количестве кинотеатров. Фильм «Разбитые мечты» был одновременно выпушен в 32 кинотеатрах, фильм «Казимир» и «Колдунья» — в 30 кинотеатрах.

Показательны данные по расходу пленки. В 1958 году на печать художественных фильмов было израсходовано 306,6 млн метров пленки, в том числе на печать зарубежных фильмов 94,7 млн метров или около одной трети от общего количества. За 6 месяцев 1959 года на печать художественных фильмов израсходовано 172 млн метров пленки, из них 52 млн на иностранные художественные фильмы.

Серьезные недостатки имеют место и в деле подготовки зарубежных кинофильмов к выпуску на экраны страны. Министерство культуры не уделяет необходимого внимания редактированию иностранных фильмов. В то время, как наши фильмы за границей подвергаются тщательному редактированию, у нас бывает так, что работники аппарата Министерства культуры не считаются с рекомендациями комиссии по закупке фильмов об изъятии тех или иных кадров из заграничных фильмов.

В настоящее время Министерство культуры СССР осуществляет дублирование всех без исключения зарубежных фильмов, хотя в этом нет необходимости. Некоторые фильмы, в частности музыкальные картины, можно было бы выпускать с субтитрами или с речевым переводом за кадром. Между тем, Министерство культуры СССР нередко расходует значительные суммы на дублирование фильмов буржуазных стран, не представляющих интереса.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наша печать крайне редко выступает с критическими статьями о зарубежных фильмах. Очень плохо работает в этом отношении журнал «Московская кинонеделя». Журнал «Советский экран» огульно расхвалил фильм «Жених для Лауры», не отметив неприемлемость для нас некоторых идей этого фильма. В журнале «Искусство кино» за последние полтора года напечатаны всего две критические статьи, посвященные разбору буржуазных фильмов, показанных в Советском Союзе. Следует отметить, что журнал не дает анализа состояния современной зарубежной кинематографии, обходит острые идейные вопросы в этой области.

ЦК КПСС уже обращал внимание Министерства культуры СССР на неудовлетворительную организацию покупки и проката заграничных фильмов и предложил устранить имевшиеся в этом деле недостатки. Министерство культуры не сделало для себя необходимых выводов из указаний ЦК КПСС.

В связи с тем, что в организации покупки и проката заграничных фильмов до сих пор имеются крупные недостатки, Отдел культуры просит ЦК КПСС принять по этому вопросу решение.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий