Тезисы доклада Е. А. Росс2 на Краевом совещании в Самарканде по вопросам клубной работы
1926 г.
Форма простой клубной работы, имеющая колоссальный успех и вполне себя оправдавшая в других восточных республиках и областях Союза, для Туркменистана каким-то образом должна быть видоизменена, приспособлена к требованию нашей обстановки.
Отсюда возникла мысль создания как опыта Центрального дома дехканки.
Насколько оправдала себя эта форма работы, оказалась ли жизненной, необходима ли она и не является ли простой надстройкой?
И решить этот вопрос особенно важно еще и потому, что метод работы через Дом дехканки в работе среди женщин во всем Союзе впервые проводится в Туркменистане.
Дом дехканки был организован по типу домов дехканина с общежитиями на 15 человек для временно приезжающих по тем или иным делам женщин коренного населения.
За год своего существования Дом дехканки пропустил более 1000 туркменок, киргизок, узбечек. Работа Дома дехканки развертывалась не сразу. Вначале она сводилась лишь к тому, что давался приют приезжающим женщинам, давались советы и помощь в разрешении их дел.
Постепенно же работа начала оживляться через организацию ряда подсобных культурных учреждений, позволяющих, с одной стороны, приезжающих дехканок знакомить с их работой и прививать им хотя бы некоторые культурные навыки во время ее временного пре-
Бывания в городе. С другой же стороны, через эти подсобные учреждения возможна была работа группирования женщин коренного населения, живущих в городе и ближайших аулах, систематическая обработка их и выковка из них актива. /
Таким образом, при Доме дехканки была организована школа ликвидации безграмотности для туркменок, которая выпустила 15 человек, в настоящее время в ней учится 27 туркменок.
20 мая 1925 года при Доме дехканки открыта консультация для коренного населения, обслуживающая приезжающих из ближайших аулов в город и пропустившая за все время своего существования 6 234 детей и матерей.
Кроме того, при Доме дехканки помещались шестимесячные курсы по подготовке работников среди женщин из коренного населения, из которых 17 человек окончивших [курсы] находятся на практической работе среди женщин.
С 8 марта 1926 года открываются в Доме дехканки вновь курсы для работниц среди женщин из коренного населения на 30 человек, уже годичные.
Для курсанток, учениц школы ликвидации безграмотности и приезжающих женщин с детьми организованы ясли.
Все эти культурные учреждения дают возможность Дому дехканки держать постоянную связь с женщиной аула. В настоящее время у Дома дехканки уже имеется постоянная систематическая связь с 3—4 аулами, как-то: Кеши, Полторацк-I и II, Багир. В дальнейшем перед Центральным домом дехканки стоит задача расширения этой связи и охвата своим влиянием аулов и других округов. В целях политической обработки дехканок, находящихся в Доме и приходящих в консультацию, ежедневно проводится громкое чтение и полнтбеседы на основе газетных материалов при ленинском уголке. Организован уголок охраны матери и ребенка, ведущий санпросветработу.
Приступили к организации уголка Общества друзей детей и ручного труда.
Кроме того, каждую пятницу работают кинопередвижки, которые дают возможность дехканкам получать разумные развлечения.
Гюдовой опыт работы Дома дехканки вполне себя оправдал. Дехканки аулов, побывавшие в Доме дехканки, уносят с собой понятия о новой жизни. Дом дехканки их наталкивает на мысль, желание и возможность учебыш просвещения для них. Многие из них, проживши неделю, присмотревшись к работе школы, заявили о желании учиться и поступали в эту же школу или просили открыть школу в их ауле. В результате этого Полторацкий округ к 8 Марта 1926 года по желанию и заявлению самих дехканок открыл новых шесть школ ликбеза вауле для туркменок.
Курсы при Доме дехканки выковывают новых партийных работников среди женщин в ауле.
Одной из самых насущнейших потребностей для Дома дехканки является организация женской и детской амбулатории, так как тяга дехканок за медпомощью растет. Таким образом, работа Дома дехканки постепенно оформляется и углубляется. Эта форма работы вполне реальна и жизненна.
Центральный дом дехканки является очагом и рассадником культуры и знания среди дехканских женских масс.
«Бюллетень отдела работниц и дехканок Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б)», 1926, № 4, стр. 21-22.