Из доклада Наркомата просвещения Туркменской ССР
0 женском образовании
Июль 1929 .г1
…2. На 1 декабря 1924 г. из общего количества учащихся Туркмении 15 тыс. человек (с округлением) туркмены составляли только 5,5 тысячи (по материалам к
1 съезду Советов ТССР, без железнодорожной сети). Девочек-туркменок в аульной школе училось около 250 человек.
Перепись населения 1926 г. установила грамотность туркменок и узбечек в 0,1% (мужчин соответственно 3,3% и 1,9%).
В 1928/29 г. общее количество учащихся в Туркмении составляло уже около 50 тыс. человек (без железнодорожной сети), в том числе 31,3 тыс. [женщин]…
ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
4. В 1928/29 г. аульные школы соцвоса вместе со школами-интернатами все еще охватывают лишь 20% детей школьного возраста. Эта цифра охвата снижается до 10%, если исключить переростков.
5. Девочек в аульной школе в текущем году имелось около 1350 человек (без русских поселков), что состав-
Ляет 9% к общему числу учащихся в этой сети. Удельный вес девочек в аульной школе почти не изменился за пять лет, несмотря на весьма значительный рост сети.
6. Средняя укомплектованность девочками женской школы и школы смешанной (18 человек в первой и 8 — во второй) указывает на то, что в специальные женские школы пока еще значительно легче вовлекать девочек, чем в смешанные. Развертывание специальной сети школ для девочек встречает, однако, на своем пути серьезнейшие препятствия.
7. Прежде всего, нет учительниц для женской школы. Весной текущего года сделан лишь первый выпуск в 10 человек туркменок учительниц, окончивших двухгодичные педкурсы, причем использовать в ауле возможно отнюдь не всех. Общее же положение с педагогическими кадрами таково, что развертывание школьной сети приходится искусственно и весьма сильно сдерживать (несмотря на плохую укомплектованность школ, население настойчиво требует открытия школ в аулах, где их нет совершенно) в соответствии с выпусками педагогических техникумов и педкурсов. В этих условиях почти совершенно невозможно использовать выпускаемых учителей мужчин для организации специальных школ для девочек с одновременным оставлением за бортом школы мальчиков этих же поселений.
С другой стороны, создание широкой сети специальных школ для девочек по указанным выше причинам (мелкие селения, хуторское хозяйство в приамударьин-ских округах, полускотоводческое хозяйство), так же как и слабое развитие совместного обучения вообще в условиях Туркмении, неизбежно приводит к недостаточной укомплектованности аульной школы и резкому повышению стоимости обучения.
8. Факт значительного роста за последний год (на 60%) числа аулов, имеющих у себя начало совместного обучения, свидетельствует о возможности форсирования совместного обучения по Туркмении в целом. Во исполнение постановления III съезда Советов ТССР (май 1929 г.) Наркомпросом сейчас подготовляется законопроект о частичном введении обязательного обучения в ауле с 1929/30 г. (только для одного возраста и в местностях, обеспеченных школой) на основе совместного обучения.
Намечается бесплатное снабжение учебниками, значительный фонд помощи детям бедноты и широкая общественная кампания вокруг закона о всеобщем начальном обучении. Есть основание предполагать, что издание этого закона сразу значительно повысит удельный вес девочек в аульной школе. Лозунг, выдвигаемый к пятилетию ТССР,— это 30% учащихся девочек и женщин.
9. Особое место в системе учреждений всеобщего начального обучения в Туркмении занимают школы-интернаты. В свое время они были созданы как почти единственное средство перевести туркменскую молодежь на рельсы повышенного образования. И сейчас еще школы-интернаты являются (и на ряд лет будут являться) основными учреждениями, подготовляющими более или менее пригодные контингенты для сети профобра ТССР, комплектуются они почти исключительно из сирот, полусирот и детей кочевой бедноты.
10. Развертывание сети школ-интернатов.
11. В 1928/29 г. в аульных местностях имелось 17 детсадов с 748 детьми. На 1929/30 г. по контрольным цифрам намечается 35 детсадов на 1 360 детей, к концу пятилетки — 55 детсадов на 2050 детей.
ПРОФТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
12. По ряду отраслей хозяйства и культурного строительства значительно недоучтены темпы роста, целый ряд потребностей народного хозяйства совершенно упущен из виду. Поэтому не представляется возможным говорить сейчас о законченной пятилетке в области женского профтехнического образования в связи с планами развития народного хозяйства.
13. Базой для подготовки приходится пока брать специальные женские учебные заведения, так как вовлече-
Ние девочек и женщин в смешанные средние учебные заведения связано с совершенно исключительными трудностями.
В 1928/29 г. существовали женские педагогические техникумы с педагогическими курсами при них в Ашхабаде и акушерско-фельдшерские техникумы с почти исключительно женским составом учащихся. Первый выпуск сделали в текущем году лишь педагогические курсы.
14. На 1929/30 г. намечено значительное расширение упомянутых учебных заведений (по общему количеству учащихся на 100%)- Параллельно в целях усиления подготовки педагогических работников из женщин коренного населения намечается по контрольным цифрам на 1929/30 г. постройка второго женского педагогического техникума в Чарджуе за счет недоразвертывания сети мужских педагогических техникумов.
При ашхабадских женских педагогических курсах создается с 1929/30 года дошкольное отделение, а с 1930/31 г. намечено создание подобного отделения и при педтехникуме.
По линии обслуживания отраслей народного хозяйства с преимущественным женским трудом намечается на 1929/30 г. развертывание курсов ковродельщиц (за счет Кустпромсоюза) на 30—60 человек и открытие шелководческого техникума пока только в составе подготовительного отделения. Не разрешен еще вопрос о ков-родельческом техникуме и не уточнены контингенты ФЗУ при шелкомотальной и текстильной фабриках в Ашхабаде. Также Наркомпрос сейчас не располагает данными о весьма значительной работе кустпромсоюзов по линии ковровых артелей.
15. В 1928/29 г. учащиеся девушки и женщины из коренного населения впервые появились в мужских педагогических техникумах, рабфаках, советских партийных школах, школах-семилетках и второй ступени (75 человек против восьми человек в прошлом году). В целях форсирования вовлечения женщин в систему повышенного образования Наркомпросом установлены для набора 1929/30 года обязательные минимальные нормы вовлечения женщин в 4 педтехникума не менее 25%, на дневное отделение рабфака — 40%, в совпартшколы — 25%, в опытно-показательные школы — 35%…
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ И МАССОВАЯ КУЛЬТПPOCBETPAбOTA
17. Школами ликбеза и малограмотных охвачено в текущее! году около 1200 женщин и девушек из коренного населения против 350 (в круглых цифрах) в прошлом году.
18. Бытовые условия Туркмении делают пока необходимым обязательное наличие сети самостоятельных женских ликбезов, а для их организации не хватает учителей. Против прошлого года сеть женских школ ликбеза выросла с 22 единиц до 55, сеть смешанных школ — с 30 до 49, причем смешанные школы прививаются преимущественно среди нацменок. Укомплектованность женской школы ликбеза в среднем 20 человек, женщин в смешанной школе четыре человека…
19. Планы и постановка ликвидации неграмотности сейчас пересматриваются в ТССР в целом. Намечается значительный сдвиг, который должен будет отразиться и на женском ликбезе. Основные направления — использование на ликвидации неграмотности дошкольницзаведующих женскими клубами, учащихся в период летних каникул, использование всех грамотных сил аула на индивидуально-групповом обучении, сосредоточение центров внимания на ковровых артелях, комсомольских ячейках, колхозах. Наряду с этим по-прежнему полное использование на ликбезе всех учителей соцвоса и вовлечение женщин в общие школы. Окончательного цифрового выражения все эти предположения еще не получили, но поставлена задача увеличить охват женщин минимум в два-три раза.
20. Сеть женских красных уголков до сих пор развивается преимущественно по линии общественных и кооперативных организаций — Кустпромсоюза, женотдела, комсомола, КУТБ и т. д. Из 54 уголков, учтенных к началу 1928/29 г., только 24 состоят на местном бюджете.
Женских клубов в республике имеется два.
21. Основной вид работы женских уголков — это, пожалуй, беседы на общественно-политические темы. Но в последнее время прививаются школы ликбеза, кружки кройки и шитья, сельхозкружки, кружки шелководства и т. д.
Нарком просвещения ТССР Ёориев
ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 674, л. 163—165. Копия.