3 (16) ноября 1917 года рабоче-крестьянское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России». В ней провозглашались основные права освобожденных народов России и принципы национальной политики Советской власти: равенство и суверенность народов России. Советская власть, говорилось в Декларации, раз и навсегда кладет конец царской политике насилия, гнета и натравливания народов России друг на друга, и отныне позорная политика заменяется политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов. 20 ноября 1917 года было опубликовано обращение Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором провозглашалось право прежде угнетенных национальностей свободно устраивать свою жизнь.
«Великие события происходят в России, — говорилось в обращении. Близится конец кровавой войне, начатой из-за дележа чужих стран. Падает господство хищников, поработивших народы мира. Под ударами русской революции трещит старое здание кабалы и рабства. Мир произвола и угнетения доживает последние дни. Рождается новый мир, мир трудящихся и освобождающихся. Во главе этой революции стоит рабочее и крестьянское правительство России — Советов Народных Комиссаров. . . »1«Декларация прав народов России» и обращение Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» имели огромное революционное значение. Они выбивали почву из-под ног буржуазно-националистической контрреволюции и способствовали привлечению трудящихся масс на сторону Советской власти.
Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в характер народно-освободительного движения казахского народа. Она обусловила собой новый этап в его развитии. Принципиально новое в освободительной борьбе казахского народа за национальное равноправие состояло в том, что теперь эта борьба развивалась под флагом большевистских Советов как один из потоков социалистической революции. Это означало, что народно-освободительное движение в Казахстане в период Октябрьской революции осуществлялось исключительно усилиями трудящихся масс, что его движущими силами были эксплуатируемые низы, боровшиеся не только против русского империализма, но и против «своих» эксплуататоров. Это означало, далее, что казахские трудящиеся массы могли иметь успех в своей народно-освободительной борьбе, добиться подлинного равноправия только при условии борьбы совместно с социалистическим пролетариатом России, под флагом интернационального единства с русскими рабочими и крестьянами.