ШИРИТСЯ УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН-КОЛХОЗНИЦ В ПОЛЕВЫХ РАБОТАХ

Из докладной записки КУТБ в ЦИК Узбекской ССР

11 января 1933 г.

…С каждым днем растет роль женского труда на хлопковых\юлях Узбекистана. Если год тому назад женский труд применялся на сборе хлопка, то теперь труд женщин-колхозниц внедряется во все полевые работы, во все процессы колхозного производства (очистка семян, внесение^ удобрений, мотыжение, окучка, прополка посевов).

Это подтверждается целым рядом фактов.

Первым районом в деле вовлечения женского труда и правильного распределения его вышел Кокандский. Так, в Мулькабадеком участке силами женщин проведена вторая окучка хлопка до 30% псей площади, и эти кетменщицы обратились с призывом ко всем колхозницам района организовать такое же массовое участие женщин. Письмо это обсуждалось по всему району, и в результате Кокандский район стал передовым районом но выполнению хлопкового плана в Средней Азии.

Включаясь в борьбу за [обеспечение] хлопковой независимости организационно-хозяйственного укрепления колхозов, женщины-ударницы отдельных районов показали образцы социалистического труда, были примером соревнования и ударничества.

Достаточно указать следующие факты: Парынский район, колхоз «Санаат» — женская группа четвертой бригады своевременно закончила сев и взяла на буксир вторую бригаду. Инициаторами этого буксира были ударницы Умарова, Назарова, Малаба и другие, которые показали образцы высокой производительности труда (в течение четырех часов засеяли l /г га).

Колхоз «Батрак» и вообще весь Уч-Курганский участок ярко показывают громадные возможности в использовании [женского] труда. 95% колхозниц работали на окучке и сборе хлопка…

Ташкентский район, колхоз «Кызыл Хаят» — к К) мая закончили посев и окучили 20% площади с участием всех женщин и подростков. Здесь женщина проявила энергичную борьбу с лодырями. Так, в бригаде Кальдибаевой женская группа выявила четырех лодырниц, которым предоставила отдельное поле. Лодырницы немедленно подтянулись. Такую же группу выделила бригада Турсуновой.

Не менее яркие факты об участии женщин в сельском хозяйстве имеются в Нарпайском, Наманганском и других районах. У

Наряду с этим женщина-колхозница малр втянута в работу на сложных сельскохозяйственных машинах (трактористок по Узбекской ССР—14 человек, узбечек-рулевиков тоже единицы). Объясняется это тем, что узбекский тракторный центр недооценивает женский труд на тракторе, не создает нормальных условий для работниц (нет яслей, общежития). Крайне мало вовлекает на свои курсы женщин, и те, не получив подходящих условий, уходят (Маргелан, Андижан).

В части оформления женщин членами колхозов по Узбекистану директивы партии и правительства (к 1 июля 1932 г. 100%) не выполнены. Так, по данным на 15 декабря 1932 года, по пяти районам из 59 444 трудоспособных женщин оформлено 36 065 человек, что составляет 60,6%.

На колхозной руководящей работе женщины работают, но недостаточно и слабо квалифицируются за отсутствием хорошего руководства со стороны райколхоз-союзов. Во всех колхозах (9753 колхоза в УзССР) введены членами правления колхозницы. Имеются во всех районах (80) председатели колхозов от двух до семи человек (Коканд — семь человек, Ширабад — два, Андижан— два). В самих аппаратах имеются инструкторы по работе среди колхозниц, но они в большинстве своем малограмотны, отсюда одна из важнейших задач наших советских организаций — подготовка кадров из колхозниц на руководящую колхозную работу.

ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 51, д. 5, л. 7—11. Копия.


Другие записи: