Трудности коллективизации в Казахстане

Особые трудности, на которые наталкивалось проведение коллективизации в Казахстане, требовали специальной помощи со стороны Советского государства и проведения целого ряда специальных мероприятий. Пленум ЦК ВКП(б) в ноябре 1929 года подчеркнул, что в национальных районах Востока, «при наличии крайней экономической и культурной отсталости масс, осуществление задач социалистической реконструкции особенно зависит от увеличения планово-регулирующей роли союзного пролетарского государства в сельском хозяйстве и от всемерного усиления организационно-технической помощи этим районам со стороны пролетарских центров».

Учитывая местные особенности, Центральный Комитет ВКП(б) в своих решениях рекомендовал в зерновых районах и районах технических культур Казахстана завершить коллективизацию в основном в 1932 году, а в кочевых и полукочевых животноводческих районах — несколько позже. Причем в первых основной формой колхоза выдвигалась сельскохозяйственная артель, а в скотоводческих районах — товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) как переходная ступень к артели. Вместе с этим Казахстану была предусмотрена специальная техническая помощь путем завоза большого количества тракторов и сельхозмашин. Оседающим колхозникам оказывалась финансовая и материальная помощь, в особенности для их землеустройства, создания прочной кормовой и земледельческой базы и организации поселкового расселения. Наконец, была оказана большая помощь кадрами: в Казахстан было направлено 1 200 рабочих. Эти посланцы партии — двадцатипятитысячники, как их тогда называли, провели большую работу по организации колхозов и МТС и по руководству ими. Многие из них проявили себя как выдающиеся руководители колхозных масс, олицетворяя в действии союз рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса. В докладе на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Н. С. Хрущев напомнил о той роли, которую сыграли двадцатипятитысячники в укреплении колхозного строя. «Партия, — сказал Н. С. Хрущев,— в свое время послала на село 25 000 рабочих, которые провели огромную работу по социалистическому переустройству сельского хозяйства».

Кулаки и баи отчаянно сопротивлялись коллективизации, шли на всякие преступления, провокационные ухищрения и коварные приемы для борьбы с ней. Местные работники Казахстана в процессе проведения коллективизации, несмотря на ясные указания ЦК ВКП (б), допустили грубые извращения линии партии: игнорировали особенности Казахстана, как отсталого района, и административно форсировали темпы коллективизации, не соблюдая установленных сроков, особенно для кочевых районов, перепрыгивали через этап • ТОЗа к сельхозартели и коммуне в животноводческих районах и через этап артели к коммуне в зерновых районах; практиковали насилие по отношению к середняку, игнорировали принцип добровольности при объединении крестьян в колхозы и при оседании кочевников. Такими методами достигались внешние эффективные показатели коллективизации. На бумаге, в сводках количество колхозов увеличивалось с молниеносной быстротой, причем не обычных колхозов, отвечающих требованиям исторической обстановки, — артелей, ТОЗов, а колхозов высшего типа — коммун, для существования которых отсутствовали самые необходимые условия и предпосылки. На деле же такое бюрократически-административное декредитирование сложных массовых мероприятий приносило огромный вред делу коллективизации. Вполне понятно, что такими методами нельзя было организационно закрепить действительно имевшиеся завоевания в деле вовлечения бедняцко-середняцких масс в колхозы. Более того, мнимые количественные «успехи» не дали возможности своевременно разглядеть, выделить и упрочить то нормальное и здоровое ядро в колхозном движении, которое определялось тягой трудящихся масс к созданию новых социалистических предприятий, их стремлением ликвидировать кулацкую кабалу, завоевать новые формы свободной жизни. Кроме того, насильственными действиями по отношению к середнякам, нелепыми попытками обобществить все средства производства вплоть до домашней птицы, обобществить быт и т. п. можно было только дискредитировать великую идею коллективизации и оттолкнуть от колхозного движения не только неустойчивые, колеблющиеся элементы, но и внести замешательство в ряды прочных сторонников и даже энтузиастов, борцов за новые формы хозяйствования. Все это пытались использовать классовые враги, чтобы сорвать коллективизацию в Казахстане.


Другие записи: