Укладывается ли в нашем представлении стачка, организованная по финансовым соображениям бельгийскими врачами, отказавшимися оказывать медицинскую помощь больным? А чего стоит один заголовок статьи W. Schweisheimer (1974): «Проблема «профессионального этикета». Должен ли врач бесплатно лечить другого врача и членов его семьи? »! И все же трудно подчас отрешиться от мысли о том, что легко получаемое не всеми ценится.
Эпидемия гриппа. У каждого врача десятки вызовов на дом. Один из них — к пожилому человеку, оказавшемуся здоровым. Он решил жениться, а будущая супруга потребовала его врачебного освидетельствования. Смешно? Нет. Грустно. Даже с учетом того, что стремление к семейному счастью носит подчас неудержимый характер, не следует превращаться в чеховских Абогиных.
Другой вызов на дом. Больной, оказывается, ушел в город. Врач возмутился. Супруга пациента пристыдила врача: «Вы же за это зарплату получаете. . . ». Мне могут возразить, что подобные случаи единичны. Согласен. Но, к сожалению, имеются и другие, уже более массовые проявления неумения пользоваться бесплатной медицинской помощью.
В Эстонии ежегодно регистрируется не одна тысяча ложных вызовов «скорой помощи», в Ленинграде и Киеве их бывает по 6000 в каждом из городов. В Москве в 1982 году 7 процентов вызовов оказались ложными и необоснованными. Выезд обходится государству в среднем от 10 до 30 рублей. В итоге — это тысячи рублен! В одном случае «скорую помощь» вызывают к потерявшему голос попугаю, в другом — чтобы выяснить, не может ли съеденный после коньяка лимон обострить язву желудка.
В Варшаве «скорой помощи» было разрешено в таких случаях штрафовать. Такие же предложения делаются и в нашей печати.
Но дело не только в деньгах. Ведь из-за ложного вызова «скорая» может к кому-то не успеть и кто-то может ее не дождаться. Другой пример. Известно, что перед медицинскими работниками поставлена задача поэтапного охвата диспансеризацией всего населения. Это принципиально новый уровень, новое качество работы системы здравоохранения. Конечно, в ответе за здоровье находится все наше общество, общественные организации, каждый человек. В то же время примерно каждый четвертый-пятый пациент на вызовы терапевтов не приходит. Врач ждет, время на каждого больного специально планируется, и каждый неявившийся человек обходится государству (за счет зарплаты медицинскому персоналу) около одного рубля.
На первый взгляд — немного. Но число диспансерных больных, не являющихся в положенные сроки, исчисляется только по Эстонии тысячами! Явление это повсеместное. Академик Е. И. Чазов отмечает, что, несмотря на все усилия врачей, удается охватить диспансеризацией лишь 75 процентов кардиологических больных. И это тс, у кого больное сердце! По данным, полученным в 1986 году в одной из таллиннских поликлиник, среди населения, приглашаемого на профилактическое обследование, 23 процента направления на анализы попросту выкидывают.
Между тем пациент должен был бы прийти в поликлинику не сегодня, когда болезнь его уже мучит, а вчера, когда ему казалось, что он «почти здоров».
Невольно напрашивается параллель: в американской прессе обсуждается вопрос о том, как доходы пациента влияют на его возможность обращаться к врачу, у нас же больные в интересах своего же благополучия не используют подчас преимущества бесплатного здравоохранения.