Так, в некоторых странах часть средств от продажи сигарет и алкогольных напитков идет на медицинские цели. Давайте задумаемся: ведь, действительно, рано или поздно, курильщику или пьянице понадобится медицинская помощь Почему же за добровольное самоотравление должно платить все общество?
У нас ежегодно продают около 430 миллиардов сигарет и папирос. Если с каждой сигареты брать на медицинские цели дополнительно лишь по 1 копейке, это составит ежегодно 4, 3 миллиарда рублей.
И не надо страшиться в этом случае повышения цен. Не побоялись же в Венгрии с 1953 года восемь раз поднимать цены на табачные изделия.
Любопытен прецедент, имевший место в 1986 году в Швейцарии. Суд снизил больному размер пенсии по инвалидности вследствие перенесенного инфаркта миокарда. Причины: по мнению экспертов, длительное курение способствовало развитию заболевания.
Социолог И. В. Бестужев-Лада отметил, что в 80-х годах доходы от «других продовольственных товаров», среди которых основное место занимали алкогольные напитки, достигли в стране цифры в 56 миллиардов рублей в год Известно, что спиртное принадлежит к немногим товарам, где прибыль может в сотню раз превысить себестоимость. Так не справедливо ли было бы часть вырученных средств отчислять медицине на последующее неизбежное лечение тех, кто стоит в очередях у винных магазинов? Пора научиться лучше и требовательнее считать деньги и нам, медикам, и всем тем, кто хочет помочь медицине не на словах, а на деле.
Бывший министр здравоохранения США Джозеф Калифано считает, что здравоохранение является самым инфляционным сектором экономики. Заметьте: экономики! По его мнению, 25 процентов всех затрат — результат расточительности и неэффективности! И это в США!
А у нас? ! Но если мы хотим стать рачительными хозяевами медицинской помощи, то необходимы не только новые организационные и экономические подходы, но, я бы сказал, коренная перестройка мышления тех, от кого зависит оснащение медицины современной техникой и аппаратурой.