В ФРГ опубликована статья с примечательным названием: «Использование огнестрельного оружия врачом для самозащиты при посещениях больных на дому» (H. – J. Rieger). Речь идет об экстремальных ситуациях, к тому же не у нас, а там. . . Но ведь злые языки, как мы знаем, бывают «страшнее пистолета». Встречаются пациенты, которые, видимо, попросту не понимают, где кончаются их права гражданина и, если хотите, больного и где начинается бестактность.
В кабинет вошел мужчина лет 40. Вытянув указательный палец и спросив врача, как его фамилия, он коротко процедил сквозь зубы: «Так вот, здоровым мне надо быть к 17-му числу. . . ».
Больная Н. по ночам храпит. Она в этом, конечно, не виновата. Но храп мешает спать пятерым больным, двое из которых в тяжелом состоянии. Пациентку решили перевести в двухместную палату. Реакция Н. оказалась неожиданной:— Если я им мешаю спать, то переведите их, а не меня, тем более, что я в эту палату поступила первой. Н. все-таки перевели, после чего она написала жалобу в газету на восьми страницах.
Поликлинический прием. Входит женщина.
— Я пришла, чтобы вы сделали мне электрокардиограмму.
— Что вас беспокоит?
— Сейчас мне нужна только электрокардиограмма.
— Вы медик или вам кто-либо рекомендовал ее сделать?
— Нет, но я сама хорошо знаю, что мне нужно. . .
Примеры, подобные приведенным и отличающиеся лишь степенью бестактности, к сожалению, могли бы привести многие врачи.
Во время посещения госпиталя при автомобильных заводах Форда в Детройте мне было поручено приветствовать работавших там медицинских работников. Огромный зал в виде амфитеатра. Сотни людей. Понимаю, что завладеть вниманием американцев можно, только если выступать нешаблонно. Начал с того, что приветствовал медиков от имени всей делегации, хотя в ней — представители других профессий.
— Впрочем, — заметил я, — у нас в медицине разбираются все, вне зависимости от специальности, больные, здоровые. Не знаю, как обстоит дело в США. . . Тут меня прервала бурная одобрительная реакция всего зала. Раздались реплики:— И у нас то же самое. . .Уже после приветствия ко мне подошел один из врачей и не без удовлетворения отметил:— Приятно, что в этом у нас одинаковые проблемы. Врачи разные, а больные одинаковые: все всё знают и всё — без сомнений. . .
Насколько мне известно, проблема этики больного была впервые в нашей литературе поднята в моей одноименной статье. Большую ее часть И. А. Кассирский (разумеется, сославшись на мою публикацию) включил в свою книгу «О врачевании», подчеркнув важность привлечения внимания к нравственным обязательствам пациентов по отношению к врачу. На эту статью поступило более 400 писем. Во многих из них на основе встреч с врачами, культурный и профессиональный уровень которых был не на высоте, читатели со мною спорили. Однако, вопреки ожиданиям, большинство из них поддержало основные идеи публикации.
Ежи Виксель из Освенцима (Польша), касаясь этой статьи, писал в «Здоровье», что «надо с малых лет воспитывать у наших граждан уважение к врачам».
Некоторые родители из «педагогических» соображений ставят в один ряд бабу-ягу, тетю доктора и дядю милиционера. Мелочь? Не знаю. Не здесь ли закладывается начало тому неуважению к труду врача, которое мы встречаем со стороны некоторых взрослых?
Владимир Дягилев рассказывал о том, как в годы войны один из интендантских начальников выдал ему сапоги сорок пятого размера.
— Послушайте, — взмолился врач. — Да как же я в них работать буду?
— Обойдешься. В первую очередь мы снабжаем строевых офицеров.
Надо же было так случиться, что через день после этого разговора интенданта с легким ранением доставили в медсанбат. Еще издали, с носилок, он закричал:— Доктор, я там распорядился насчет сапог! Хромовые получишь. Скажи, а ногу не того. . . не отнимут?
Сколько еще у нас таких начальников, — заканчивает Дягилев, — думающих о враче, когда «припрет»!
По-моему, о враче и не надо постоянно думать. Наверное, это столь же утомительно, как думать всегда о болезнях. Но едва ли стоит сегодня жить по евангелию, в котором сказано: «Здоровые не нуждаются во враче, а только больные». Убежден, что здоровым врач нужен больше: меньше было бы больных.
Самая детальная информация клинкер на сайте.