Задумываясь над причинами, вызывающими неуважение некоторых больных к медицине и ее представителям, приходишь к выводу, что тут и недооценка сложности врачебного труда, и упрощенное в силу этого представление о медицине, и, в известной мере, плоды неразумно проводимого медицинского просвещения населения.
Однако прежде всего речь должна идти о недостаточной культуре больного, который, очевидно, может вести себя так не только с врачом, но и в семье или на работе.
В подобных случаях воспитанием должна заниматься вся общественность, к помощи которой и следует апеллировать.
Нельзя, прикрываясь болезнью, как охранной грамотой, допускать неуважительное отношение к медицинским работникам. С появлением социального неравенства как отношение врачей к больным, так и пациентов к врачам носило дифференцированный характер. Представители господствующих классов видели во врачах слуг, простонародье — господ (А. А. Баталов). Моральный кодекс человека социалистического общества предполагает гуманные отношения и взаимное уважение между людьми. Мораль медика неотделима от морали человека. Нельзя быть врачом, не руководствуясь этими принципами. Но думается, что они обязательны и для тех, кто обращается к врачу.
Для того чтобы вселить в больного бодрость, врач сам должен быть в хорошем настроении.
Настроение. . . Какое огромное значение оно имеет в нашей жизни. Говорят, что на работе оно не должно сказываться. А как быть, если не получается? Если размолвка жены и мужа или несправедливая обида оказываются сильнее рассуждений о том, что «жизнь коротка» и «по сравнению с вечностью эти мелочи не стоят выеденного яйца»? ! Ведь на больном это действительно не должно сказываться! Переступая порог палаты или своего кабинета, врач должен забыть все личное, он должен нести теплоту, спокойствие, радость. Врач, пребывающий в плохом настроении, в лучшем случае будет лечить тело, но не душу больного. А ведь этого мало. Поэтому не следует без всяких оснований портить нервы тому, кто должен сам обеспечить людям умиротворение и веру в преодоление недуга. Веру в завтрашний день.
Нравственность и должноеОб этике и должном поведении врача написано бесчисленное количество научных трактатов, размышлений, публицистических статей. Существует мнение, что выделять медицинскую этику в самостоятельное понятие неправомерно, ибо этика людей, объединенных по определенному профессиональному признаку, не может не совпадать с моральными принципами того или иного общества, эпохи или класса. Это положение, безусловно, правильно. В то же время нельзя не учитывать характерных черт того или иного рода деятельности, особенно когда речь идет о столь специфической сфере, как медицина и здравоохранение. Еще Ф. Энгельс указывал, что каждой профессии присуща собственная мораль.
После того как в начале XIX столетия английский философ-моралист и утилитарист И. Бейтам ввел в обиход термин «деонтология» — учение о должном, появилось множество публикаций, рассматривающих ее взаимосвязь с этикой. Конечно, в последней проблема долга является одной из основных. Однако учение о медицинской деонтологии, являясь отражением этических концепций, носит, думается, более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики для терапевта и отдельно для хирурга или окулиста), то деонтология обрела специализированные особенности, обусловленные ее более прикладными чертами. Об этом свидетельствует то, что медико-деонтологические проблемы рассматривают чаще всего во взаимосвязи с той или иной медицинской профессией: различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д. Деонтология является разделом этики, и, хотя понятия эти не тождественны, их следует рассматривать в диалектической взаимосвязи.
В каждую историческую эпоху, в зависимости от господствующей в данном обществе классовой морали, врачебная этика отличалась характерными особенностями.
Нравственные требования к тем, кто занимался врачеванием, смогли быть впервые сформулированы тогда, когда оно стало профессией, т. е. когда в рабовладельческом обществе произошло разделение труда. С незапамятных времен врачебная деятельность высоко чтилась, ибо в основе ее находилось стремление избавить ближнего от страданий, помочь при недугах и ранениях, при возможности — продлить жизнь. Медицина носила эмпирический характер, была малоэффективной, но уже сам характер профессии вызывал уважение и поклонение.
Не случайно врачей древности обожествляли, например римляне — Эскулапа, греки — Асклепия и его дочерей — Гигею и Панацею. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящиеся к XVIII веку до н. э. «Законы Хаммурапи», принятые в Вавилонии.
Большой интерес для суждения о медицинской этике в историческом плане представляют древнейшие памятники индийской литературы — свод законов Ману (1000—500 лет до н. э. ) и «Аюрведа» («Наука о жизни»). Существуют три редакции этой медицинской энциклопедии древности (IX—III века до н. э. ), наиболее полную создал врач Сушрута. В одной из книг «Аюрведы» говорится о том, каким должен быть врач, как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Примечателен дифференцированный подход к заболевшим: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев и в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи. Даже в те далекие времена медицина должна была различать слабых и сильных мира сего.
Такие оговорки нужны были, очевидно, потому, что общечеловеческие принципы, присущие врачебной профессии, вытекали из ее изначальной гуманности, естественного стремления облегчить страдания и помочь любому больному человеку.