Артериальное давление было относительно стабильным в 58% опытов и равнялось 75—85/40—45 мм рт. ст., в 42% опытов артериальное давление поднялось в ходе эксперимента, причем в половине опытов на 4-м часу искусственного кровообращения. По электрокардиографическим данным в 19 опытах I серии (цельная кровь) благоприятное течение перфузии было в 30% случаев. В остальных экспериментах мы наблюдали изменения электрокардиограммы: нарушения ритма (желудочковая тахикардия); изменения амплитуды комплекса QRS, преимущественно за счет выраженного (в 2—3 раза) увеличения амплитуды зубца R; изменения полярности зубца Т (увеличения его амплитуды, смещения интервала S—T); расщепление и деформацию комплекса QRS. Явления гипоксии отмечены в 28% случаев на 5-й минуте искусственного кровообращения; в 21% — на 30-й минуте и в 21%—на 60-й минуте, в остальных 30% случаев — на 4-м часу искусственного кровообращения. В опытах возникла фибрилляция желудочков.
В 14 опытах II серии с первой минуты искусственного кровообращения зарегистрированы выраженные изменения электрокардиограммы. Амплитуда зубца R к 1-му часу перфузии увеличилась в IV2—2 раза против исходной, затем уменьшалась и к концу искусственного кровообращения становилась ниже исходной. К часу перфузии в 31% опытов наблюдались выраженные изменения ритма сердечной деятельности (диссоциация с интерференцией, атрио-вентрпкуляр-ная блокада I степени, желудочковые экстрасистолы). В одном эксперименте возникла фибрилляция желудочков сердца. На 120—180-й минуте искусственного кровообращения признаки гипоксии миокарда отмечены почти во всех опытах; в 61% случаев гипоксия сопровождалась нарушениями ритма. В 80% опытов этой серии в конце 2-го часа искусственного кровообращения значительно снижалось диастоли-ческое давление (до 20—30 мм рт. ст.); к 3-му часу оно достигало 10—40 мм рт. ст. при относительной стабильности систолического давления.
В 10 опытах III серии показатели электрокардиограммы были относительно стабильны. Изменения электрокардиограммы, которые имели место к 5—30-й минуте искусственного кровообращения (некоторое увеличение или уменьшение амплитуды зубца R, единичные или групповые экстрасистолы, замедление внутрижелудочковой проводимости) частично или полностью проходили к 60-й минуте перфузии и затем, как правило, возникали вновь к 180-й минуте, а чаще к 200—240-й минуте искусственного кровообращения. К концу перфузии в 6 из 10 опытов (6%) была нарушена атрио-вентрикулярная проводимость.
Таким образом, для экспериментов с длительным (4-часовым) искусственным кровообращением характерны нарушения ритма, начинающиеся преимущественно на 30-й минуте перфузии (в серии с цельной кровью), на 120-й минуте (в серии с гемодилюцией) и на 200—240-й минуте в III серии, увеличение амплитуды комплекса QRS за счет изменения вольтажа зубца R (особенно выраженные в серии с гемодилюцией). Это позволяет считать, что наиболее благоприятна для организма, в частности для сердечно-сосудистой системы, перфузия, проводимая с применением разработанного перфузата, и наименее благоприятна цельная кровь.