Патоморфологическая характеристика неактивных ОТИ

Приводим патоморфологическую характеристику неактивных ОТИ, в которых персистируют главным образом условно-стабильные L-формы микобактерии.

1. Плеврокортикальные и внутрилегочные рубцы 0, 3—0, 5 см в диаметре не содержат при визуальном осмотре кальцинированных очагов. Они рассеяны чаще в верхней доле на фоне очаговой эмфиземы и фиброателектаза, локализуются в периваскулярной клетчатке. По ходу мелких вен образуется диффузный склероз, свидетельствующий о лимфогематогенном распространении инфекции в прошлом.

Более крупные звездчатые и линейные рубцы 0, 5—1 см плевре кортикальной или прикорневой локализации связаны чаще со стенкой вен, обычно содержат кальцинированные очаги, которые запаяны в фиброзную ткань и выявляются только на серийных грезах.

2. Стабильные L-формы микобактерии изолированы также из очагов диаметром 0, 3—0, 6 см, которые организованы и не содержат кальцинированных масс казеоза. Фиброзированные мелкие очаги чаще имеют тесную связь с кровеносными сосудами.

Организованные очаги могут быть связаны фиброзными тяжами с плеврой, междольковыми перегородками и периваскуляриой клетчаткой. Более крупные ОТИ (0, 6—1 см) обычно не фиброзированы полностью, кальцинированные и окостеневшие массы казеоза в них окружены широкой фиброзной капсулой. Эти очаги чаще локализуются в 1 — 3-м и 6-м сегментах. Остаточные кальцинированные очаги, тесно связанные с утолщенной фиброзированной плеврой, обычно определяются на фоне склероза междольковых перегородок, бронхоэктазов и более мелких единичных организованных и кальцинированных лимфогематогенных очагов.

3. Среди остаточных кистевидных полостей, в стенке которых переживают L-формы микобактерий, только в одном наблюдении они оказались нестабильными. В этом случае женщина 65 лет перенесла кавернозный туберкулез 23 года назад и была снята с диспансерного учета в связи с излечением и стойким абациллированием мокроты. Мы сочли возможным считать ее практически здоровой в отношении туберкулеза. Выявленная кистевидная полость под плеврой расположена в 3-м сегменте, имеет 3 см в диаметре, связана с умеренно фиброзированной плеврой. Блестящие, гладкие стенки полости истончены, отличаются четкостью контуров.

4. Вегетирование стабильных L-форм микобактерий установлено в гиперплазированных лимфатических узлах (1, 5—2 см в диаметре). При этом бронхопульмональные лимфатические узлы выглядят серыми, с утолщенной фиброзированной плеврой вокруг них. В этих лимфатических узлах сохраняются мелкие кальцинированные очаги до 1 см в диаметре, из которых выделены преимущественно стабильные L-формы микобактерий. Кальцинированныеочаги в лимфатических узлах, как и в легких, окружены плотной фиброзной капсулой. Отмечается, как правило, выраженная гиперплазия лимфоидной ткани в кортикальной зоне узлов и склероз окружающей плевры.

Следует указать, что в ОТИ, содержащих кальцинированный казеоз или кистевидную полость, L-формы микобактерии персистируют в 2, 4 раза чаще, чем в ОТИ, не имеющих в прошлом казеификации.

Все ОТИ, имеющие выраженные процессы заживления и протекающие в организме латентно, сохраняют признаки малого воспаления. Тканевые реакции, выявляемые в неактивных ОТИ при переживании в них нестабильных и стабильных L-форм микобактерии, не имеют существенных различий, и мы приводим их обобщенную суммарную характеристику.


Другие записи: