Литературно-политическая атмосфера

Как же развивалась литературно-политическая атмосфера как важнейшая часть идеологии?

Ситуация была противоречивой. С одной стороны, основание литературной газеты «Литература и жизнь» 4 декабря 1957 года с недвусмысленным определением своего консервативного характера (первый раз она вышла 6 января 1958 г. ) , постановление от 9 сентября 1958 года о журнале «Огонек» По поводу опубликования произведений, которые «не имеют эстетического и воспитательного значения» (имелись в виду детективные романы) , а также кампания против Пастернака в октябре 1958 года сигнализировали ужесточение курса культурной политики.

В то же время особую роль играли публичные выступления Хрущева по вопросам культуры, в которую он вмешивался время от времени. Не сомневаясь во вспомогательной роли культуры для партии и государства, он прямо вмешивался в вопросы контроля, например, литературы и пытался посредничать. На третьем съезде Союза писателей СССР в 1959 году Хрущев вначале существенно ограничил первоначальную критику романа Дудинцева «Не хлебом единым», А затем ясно высказался по вопросу о контроле. По его словам, задача партии (имелось в виду, очевидно, само партийное руководство) не состоит в том, чтобы выискивать «ошибочные» работы для их критики и контроля: «Вы опять можете сказать: критикуйте нас, контролируйте и, если произведение ошибочное, не печатайте его. Но вы знаете, нелегко сразу разобраться в том, что печатать. Самый легкий путь — ничего не печатать, тогда не будет никаких ошибок, а человек, запретивший печатать то или иное произведение, будет выглядеть умным человеком. Но это было бы глупостью. Поэтому, товарищи, не взваливайте на плечи правительства решение таких вопросов, решайте их сами по-товарищески» (О литературе. М. , 1960. С. 242) .

Тем самым Хрущев способствовал все возрастающей свободе действия либералов. Это свободное пространство к тому же расширялось не столько в результате литературно-критической полемики против Догматиков (как выражались либералы) , сколько через публикацию произведений молодых писателей так называемого Четвертого поколения (Б. Ахмадулина, В. П. Аксенов, Г. Я. Бакланов, В. Ф. Боков, И. М. Хабаров, Е. А. Евтушенко, Ю. И. Панкратов, Р. И. Рождественский, А. А. Воз-несенский и многие другие) . Исчезновение иллюзий в реальной жизни и общее недовольство задаваемыми идеологией социалистического реализма образцами вели к тому, что писатели, среди прочеГо, Изображали своих героев как искателей новой правды.

Консервативная литературная критика, которая видела в этой проблематике поколений конфликт между догматиками и Ревизионистами (как называли либералов консерваторы) и расценивала подобную литературу в целом как покушение на принципы социалистического реализма и на такие понятия, как «правда жизни», «великая правда», строго осудила (однако без большого успеха) изображаемую теперь «малую правду», «правду факта».

Реабилитации на третьем съезде Союза писателей СССР и на XXII съезде партии (1961) , а также окончательное отмежевание от сталинизма улучшили (как и после XX съезда) творческую атмосферу и позволили появление так называемой Литературы десталинизации (Евтушенко, Рождественский; сталинские концлагеря: Б. А. Дьяков, Л. К. Чуковская, Г. И. Шелест, А. И. Солженицын и др. ) .

В различных сферах развития контрольного аппарата и культурной практики между 1959 и 1961 годами образовалось два относительно ясно разграниченных литературных лагеря, которые вместе определяли культурно-политическую атмосферу: либералы объединились вокруг журналов «Юность, «Новый мир И позднее «Москва, Консерваторы — вокруг журналов «Октябрь, «Звезда И «Нева.

Партийное руководство учло сложившиеся отношения на XXII партсъезде (1961 г. ) : В. Кочетов (с конца 1961 г. главный редактор «Октября) Представлял консерваторов, а Твардовский (в 1958—70 гг. вновь главный редактор «Нового мира») либералов, которые смогли добиться победы на тайных выборах в московской писательской организации 4/5 апреля 1962 года. Консерваторы (Н. А. Абалкин, Н. М. Грибачев, Кочетов, Софронов, Л. С. Соболев) не были избраны и были заменены либералами (Е. Евтушенко, А. М. Марьямов, Вознесенский и др. ) . Последовавший через месяц, 13 мая 1962 года, из провинции (Ростов-на-Дону) выпад консерваторов Бабаевского, Калинина и Соболева против Евтушенко, вместе с жалобой о возросшем влиянии ревизионистов, не смог остановить это развитие. В конце 1962 года Аксенов и Евтушенко вошли в редакцию журнала "Юность, Примерно в то же время либеральный критик В. Я. Лакшин был включен в редакцию «Нового мира. Одновременно консерваторы (Бабаевский и др. ) утратили еженедельник «Литература и жизнь (после реорганизации с января 1963 г. он издавался под названием «Литературная Россия) .

Подобное развитие вело к дальнейшему ужесточению фронтов. Выло ясно заметно стремление обеих групп защитить свои интересы с помощью высших руководящих органов партии.

Культурно-политическое развитие, определяемое между 1958 и 1961/1962 годами радикально изменившейся культурной практикой, без сомнения явилось одной из причин того, что Комиссия по вопросам идеологии настолько отстала от реальной жизни, что она все больше утрачивала свои первоначально ей присущие контрольные функции, и поэтому на ее месте нужно было создавать новую комиссию с новыми функциями.


Другие записи: