12 декабря 1958 г.
ЦК КПСС
За годы Советской власти в нашей стране создано новое, революционное киноискусство, являющееся могучим средством коммунистического воспитания трудящихся. Лучшие произведения нашего кино сыграли большую роль в формировании духовного облика советского человека — строителя коммунизма.
Значительные успехи достигнуты в кинематографии за последние годы. Только за 1957 год создано 144 полнометражных кинофильма. Серьезно расширилось кинопроизводство в союзных республиках. Освоено широкоэкранное и панорамное кино.
Советский зритель хорошо принял такие фильмы, как «Тихий Дон», «Поэма о море», «Большая семья», «Высота», «Незабываемые годы», «Коммунист», «Лично известен», «Карнавальная ночь» и другие.
Однако огромные возможности советского кино, как могучего средства коммунистического воспитания трудящихся, используются явно недостаточно, а в развитии кинематографии наблюдаются некоторые неверные тенденции, снижающие действенную роль киноискусства.
Уровень руководства развитием киноискусства со стороны союзного и республиканских министерств культуры отстает от тех требований, которые выдвигаются перед кино в настоящее время.
Министерство культуры СССР провело за последние годы значительную работу, обеспечив рост количества выпускаемых кинофильмов. Однако оно уделяет недостаточно внимания художественному уровню и идейной направленности кинокартин. Все еще неудовлетворительно решается задача отображения в кинофильмах героических дел советских людей. Духовный облик советского человека, его содержательная творческая жизнь и деятельность не получают достойного отражения в нашем киноискусстве. Количество кинокартин, посвященных современности, крайне невелико, а уровень многих из них низок. В кинофильмах слабо отражено то новое, что вошло в нашу жизнь за последние годы и стало определяющим для современного этапа развития страны по пути к коммунизму.
Из 178 художественных фильмов, выпущенных в 1957—1958 гг. , немногим более 50 посвящено современным темам, причем о рабочем классе создано всего лишь пять картин. В прошлом году киностудия «Мосфильм» выпустила 22 фильма и только 8 из них — на современную тему. Среди фильмов, находящихся в настоящее время в производстве, мало кинокартин, посвященных современной жизни советского общества.
За последние годы не создано ярких произведений кино, посвященных советской народной интеллигенции, своим творческим трудом завоевавшей приоритет в ряде важнейших отраслей науки и техники.
Многие ведущие мастера кино за последнее время обращаются преимущественно к историческим темам, ограничиваются экранизацией литературных произведений писателей прошлого. Так, например, режиссер И. Пырьев, автор многих популярных фильмов о советской действительности, в течение последних лет работал над экранизацией романа Ф. Достоевского «Идиот», а сейчас приступает к экранизации повести Ф. Достоевского «Белые ночи». Известные режиссеры В. Петров, Г. Козинцев, С. Васильев, М. Ромм, Г. Александров, М. Донской последние годы не ставят картин о современной жизни.
В некоторых фильмах, посвященных нашему времени, наблюдаются неверные тенденции. Создатели таких картин обходят главные процессы современной действительности, не вскрывают истоков духовного подъема советских людей, того нового в людях, в человеческих отношениях, что достигнуто неустанной воспитательной и организаторской работой Коммунистической партии. Общественность единодушно осудила фильм «Тугой узел», в котором односторонне отрицательно изображалась наша действительность, искаженно показана борьба партии против всего отсталого и косного. Во многих выпушенных за последнее время фильмах чувствуется отход от больших тем современности. Авторы этих фильмов увлекаются главным образом мелкими, бытовыми подробностями жизни, искусственно замыкают интересы своих героев в семейном кругу, не раскрывая их отношения к труду, к своим обязанностям перед обществом.
В фильмах «После шторма», «Четверо», «Счастье надо беречь», «Улица молодости», внешне как будто бы посвященных жизни и труду рабочих, колхозников, ученых, оказалась полностью утраченной романтика созидательного труда на благо общества, не раскрываются черты характера передового человека социалистической эпохи.
В ряде фильмов стали проповедоваться неправильные взгляды на семью, брак, не находит осуждения моральная распущенность. Так, в кинофильме «Чужие дети» (Тбилисская киностудия) авторы стараются вызвать сочувствие к человеку, бросившему на произвол судьбы жену и маленьких детей. В фильмах «Неповторимая весна», «Моя дочь», «Заноза» морально-этические проблемы решаются примитивно, упрощенно, по существу с обывательских позиций.
Если судить о нашей жизни по целому ряду выпущенных за последнее время кинофильмов, то может создаться впечатление, что советских людей больше всего занимают проблемы разводов, семейных дрязг и недоразумений, что наши люди интеллектуально бедны, лишены больших идей и устремлений.
В ряде фильмов сказывается влияние штампов буржуазно-развлекательной кинематографии с ее мелодраматичностью конфликтов, увлечением внешней красивостью, потаканием мещанским вкусам («Матрос с "Кометы"», «Я скажу правду», «Сердце поет») .
В ряде фильмов на историко-революционную тему («Шли солдаты», «Первый день», «В дни Октября») слабо, невыразительно показан героизм народных масс, поднятых коммунистической партией на штурм капитализма, не созданы полноценные образы борцов за Советскую власть.
Авторы фильмов не всегда учитывают огромное воспитательное значение кино, его влияние на формирование вкусов и навыков поведения советских людей и особенно молодежи. Наши киностудии выпускают крайне мало картин для детей и юношества, где бы раскрывалась романтика трудовых профессий, разоблачались паразитические настроения и пренебрежительное отношение части молодежи к труду, давались образы героев, достойные подражания. В то же время выпускаются картины, оказывающие на молодежь отрицательное влияние. В фильмах «Дело пестрых», «Стучись в любую дверь», «Дело 306», «Ночной патруль», «Наурис», рассчитанных прежде всего на молодого зрителя, по существу нет активного осуждения паразитизма, хищничества, зато смакуется «романтика» уголовщины, искусственно сгущаются краски при изображении разных «подпольных» притонов и трущоб.
Наметившаяся в целом ряде кинофильмов утрата большой темы, высокого революционного пафоса, того, что составляет идейную и художественную основу советского кино, снижает воспитательную роль киноискусства.
Нельзя также считать нормальным жанровое обеднение киноискусства. В дни радостного и волнующего подъема политической и производственной активности народа особенно ощущается необходимость в жизнеутверждающих, наполненных народным юмором кинокомедиях. Органы кинопроизводства не проявляют должной заинтересованности в создании фильмов этого жанра. Положительный опыт создания комедии на современную тему «Карнавальная ночь» — не получил дальнейшего развития. В кинокомедиях: «Она вас любит», «К Черному морю», «Девушка с гитарой», «Штепсель женит Тара-пуньку», выпушенных за последнее время, все содержание сведено к мелким недоразумениям, дешевой клоунаде, а духовный мир героев показан упрошенным, примитивным.
Необходимым условием повышения качества кинофильмов и расширения их тематики является создание полноценных литературных сценариев. Министерство культуры СССР не сумело привлечь к этому важному делу талантливых, творчески активных драматургов. Киностудии мало заботятся о выращивании молодых авторов. Показательно, что из 10 сценариев, премированных на Всесоюзном конкурсе сценаристов и признанных достойными экранизации, только по двум были поставлены картины.
Работники Министерства культуры СССР и руководители киностудий зачастую не считаются с мнениями авторов сценариев, дают разноречивые советы и поправки. Положение сценариста в процессе работы над картиной фактически является бесправным. На студиях существует практика, при которой режиссеры могут по своему усмотрению принимать или отвергать сценарии, одобренные сценарным отделом и художественным советом. Многие режиссеры, не обладающие литературными способностями, добиваются от писателей соавторства или сами выступают в качестве сценаристов. Так, режиссер В Вот емки и поставил по своему сценарию плохой фильм «Своими руками». На Киевской студии режиссер М. Донской настоял на том, чтобы по сценарию его жены была осуществлена экранизация повести М. Коцюбинского «Дорогой ценой». Из-за плохого качества сценария фильм оказался неудачным.
Руководители киностудий нередко привлекают в качестве сценаристов людей, далеких от литературы. Студии союзных республик вместо того, чтобы воспитывать свои, национальные кадры кинодраматургов, очень часто прибегают к услугам гастролеров.
Большое место в тематике кинематографии занимает экранизация литературных произведений. Такие кинокартины, как «Тихий Дон», «Сестры», «Восемнадцатый год», были заслуженно высоко оценены зрителями. Вместе с тем появилось немало картин слабых, в которых оказалось утраченным идейно-художественное богатство экранизируемых произведений. Таковы фильмы «Анна на шее», «Невеста», «Княжна Мэри», «Поединок». Отбор классических произведений для экранизации проводится непродуманно. Лучшие произведения Толстого, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского до сих пор не экранизированы.
Одной из причин низкого качества кинофильмов является неудовлетворительная работа многих режиссеров. За последнее время, когда количество новых картин резко возросло, появился целый ряд значительных режиссерских работ как опытных мастеров (С. Герасимов, К. Райзман, И. Пырьев, М. Калатозов, А. Зархи, И. Хейфиц) , так и молодых режиссеров (Г. Чухрай, Р. Рязанов, Ю. Егоров, К. Воинов, Л. Файзиев) . Тем не менее, общий уровень режиссуры остается все еще неудовлетворительным. В ряде случаев постановка фильмов поручается случайным людям, не имеющим творческих данных и не способных работать с актерами. Во многих фильмах действие развивается медленно и вяло. Иногда режиссеры вместо живого и увлекательного показа событий дают скучный, невыразительный дикторский текст.
Серьезные недостатки имеют место в деле подготовки и воспитания актеров кино. В подборе актеров для фильмов господствует вкусовщина. Некоторые молодые актеры, успешно снявшиеся в одном-двух фильмах, затем не привлекаются к работе в кино и не находят себе применения. Министерство культуры СССР по существу устранилось от дела подготовки и воспитания актеров кино, мирится с тем, что во взаимоотношениях между кинорежиссерами и актерами процветают чуждые нашему искусству нравы.
В условиях дальнейшего расширения кинопроизводства особое значение приобретает кинокритика, призванная давать принципиальную и квалифицированную оценку выходящим фильмам, обобщать процессы развития киноискусства. Эти задачи кинокритика выполняет неудовлетворительно. Многие фильмы вообще не получают никакой оценки на страницах печати. Журнал «Искусство кино» недостаточно обобщает опыт развития кино, слабо борется против чуждых идеологических тенденций. На страницах журнала публиковались путаные, ошибочные статьи, неверно ориентирующие читателей в важнейших вопросах социалистического реализма (статьи Аникста, Ханютина, Зингермана) . Фильмы зарубежных стран, в том числе и такие, в которых есть проявления буржуазной идеологии, как правило, вообще не получают оценки в печати, что наносит ущерб воспитанию художественных вкусов у кинозрителя.
Кино играет большую роль в деле научной и технической пропаганды и распространения передового опыта производства. За последнее время выпущен ряд содержательных документальных фильмов на историко-революционные темы («Великий поворот», «Незабываемые годы», «Свет Октября») и научно-популярных фильмов («Повесть о зеленом квадрате», «Огни Мирного», «Атомная энергия в мирных целях», «Дорога к звездам», «За жизнь обреченных») . Однако в тематике выпускаемых фильмов еще много случайности, непродуманности. Не создано полноценных фильмов, отражающих великие преобразования в промышленности и сельском хозяйстве, нет фильмов, показывающих достижения в химии, рассказывающих о внедрении электроники и телемеханики в промышленность.
Выпуск большого количества посредственных и слабых художественных, научно-популярных и документальных кинофильмов связан во многом с неправильной практикой оценки работы киностудий лишь по производственно-техническим показателям, а не по идейно-художественному уровню выпускаемых кинокартин. В свою очередь, руководство киностудии оценивает работу съемочных групп только в связи с тем, выполнила или не выполнила группа производственный план. Поэтому нередки случаи, когда за слабый в художественном отношении фильм, сделанный досрочно, работники студии получали премии.
Серьезные недостатки имеются в кинообслуживании населения. В настоящее время в Советском Союзе насчитывается свыше 70 тыс. киноустановок, из них более 50 тыс. в сельской местности. В 1957 году количество зрителей в кинотеатрах достигло 3 миллиардов человек, против полутора миллиардов в 1953 году. Однако посещаемость кинотеатров у нас в стране все еще низкая. В настоящее время в среднем на одного жителя за год приходится только 14 посещений кинотеатров.
Союзное и республиканские министерства культуры слабо занимаются вопросами кинофикации сельской местности. В некоторых областях и краях РСФСР, а также на Украине имеются колхозы, строящие сельские клубы с киноустановками. Однако органы культуры на местах препятствуют этому большому и важному делу, принуждая колхозы сдавать клубы им в аренду под киносеансы. Мотивируется это тем, что в сельской местности налог на кино составляет всего лишь 10% от сбора и значительная часть прибылей останется в распоряжении колхоза. Для того, чтобы устранить ненормальности в развитии сельской киносети, было бы целесообразно поручить Министерству финансов СССР рассмотреть вопрос о повышении налога от продажи билетов в колхозных клубах, сохранив необходимую заинтересованность колхозов в эксплуатации киноустановок. Создание колхозных киноустановок освободит государство от значительных расходов, связанных с содержанием сельской киносети.
Нет должного порядка в деле продвижения и рекламирования фильмов. Нередко идейно-значительные, высокохудожественные фильмы идут на экранах меньшее количество дней, нежели пустые по содержанию, развлекательные картины, которые лучше рекламируются и, несмотря на недостаток кинопленки печатаются в большом количестве экземпляров.
До сих пор не выполнено принятое в 1954 году постановление Совета Министров СССР о создании в областных центрах и крупных промышленных городах специальных кинотеатров для показа документальных и научных фильмов. В результате эти фильмы демонстрируются крайне редко и не доходят до зрителя. Объясняется это тем, что их показ является для кинотеатров нерентабельным, так как налог за демонстрирование этих фильмов взимается в том же размере, как и за художественные. При такой практике огромные затраты на создание научно-популярных и документальных фильмов в значительной мере себя не оправдывают. Следовало бы поручить Министерству финансов СССР рассмотреть вопрос о снижении отчислений с валового сбора за показ документальных и научно-популярных фильмов.
Серьезные недостатки в производстве кинофильмов, а также в организации кинообслуживания населения наносят ущерб делу коммунистического воспитания трудящихся, ограничивают использование кино как наиболее массового из искусств.
Считая, что существующее положение не может быть далее терпимо и что нужно принимать действенные меры по решительному улучшению производства фильмов и кинообслуживания населения. Отдел культуры полагал бы целесообразным обсудить этот вопрос на заседании Комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей и определить меры по коренному улучшению работы советской кинематографии.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
И. о. Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Б. Ярустовский
Зав. сектором Отдела А. Сазонов
Инструкторы В. Баскаков
И. Черноуцан
Ф. П. Оп. 1. Д. 329. Л. 57-63. Подлинник.