[Не позднее 20 апреля 1959 г. ]
За годы советской власти в музеях, библиотеках и архивах нашей страны собраны богатейшие фонды, оставшиеся после смерти выдающихся деятелей литературы и искусства. Эти материалы (рукописи, письма, документы, произведения изобразительного искусства) представляют большую научную и культурную ценность. Они широко используются для экспонирования в музеях, а также в научных целях.
В 1941 году Постановлением СНК СССР для хранения документальных материалов по истории литературы, в том числе и личных фондов, был образован Центральный государственный литературный архив СССР, преобразованный в 1954 г. в Архив литературы и искусства СССР. Личные фонды многих писателей, художников, композиторов хранятся также в библиотеке им. Ленина, в Третьяковской галерее, Государственном литературном музее, Институте русской литературы Академии наук СССР. Для хранения и научной разработки творческого наследия великих писателей образованы специальные научные учреждения.
Многие видные деятели литературы и искусства сами безвозмездно передавали и передают в государственные хранилища имеющиеся в их распоряжении художественные ценности, документы и материалы.
В свое время ценнейшую коллекцию картин русских художников передал в музей известный художник И. Бродский, ряд своих скульптурных работ преподнес в дар государству скульптор С. Меркуров. В Центральный государственный архив литературы и искусства безвозмездно передали все свои фонды писатели Н. Телешов, композитор С. Прокофьев, художник В. Сварог. кинорежиссер И. Савченко, артисты И. Берсенев, В. Ванин и др.
Однако в организации хранения творческого наследия деятелей литературы и искусства имеются серьезные недостатки. Многие ценные фонды, оставшиеся после смерти писателей, художников, композиторов, находятся в частных руках. Эти материалы и документы не используются в интересах развития советской науки и культуры.
Наследники писателей и работников искусства согласно закону пользуются авторским правом и получают гонорар за произведения своих родственников. Многим из них государство назначило персональные пенсии. Тем не менее, они превращают материалы творческого наследия, являющиеся по существу общественной собственностью, в предметы торговли.
Государство вынуждено затрачивать большие средства для приобретения произведений искусства и рукописных материалов по ценам, произвольно предложенным их владельцами. За 1956—1958 гг. Министерство культуры СССР закупило у частных лиц произведений изобразительного искусства для музеев страны на сумму 3490 тыс. рублей.
Некоторые наследники видных писателей, художников, композиторов разбазаривают ценные фонды, распродают их по частям. Нередко произведения изобразительного искусства, документы и материалы попадают в руки различного рода дельцов и спекулянтов, а в ряде случаев проникают и за границу.
Широкую огласку получили возмутительные действия сына скульптора С. Меркурова, учинившего торг произведениями своего отца, переданными в дар государству.
Композитор Р. Глиэр при жизни заявил о своем желании передать свои рукописи в Центральный архив литературы и искусства, но не успел юридически оформить процедуру передачи. Наследники Р. Глиэра после его смерти отказались выполнить волю композитора и стали требовать деньги за рукописи. Центральный государственный архив литературы и искусства вынужден был им уплатить 32 тыс. рублей.
Искусствовед И. Бабенчиков сдал в архив интересные документы по истории советского искусства, но после его смерти наследники забрали эти документы обратно.
Жена известного русского поэта В. Брюсова, умершего в 1924 г. , До сих пор держит у себя ценнейшие фонды мужа, где собраны не только рукописи поэта, но и его переписка с видными деятелями русской литературы и искусства. За свой архив она потребовала с Института русской литературы Академии наук СССР 200 тыс. рублей, институт согласился купить документы и дал задаток в 30 тыс. рублей, но наследница писателя «передумала» и сейчас предлагает архив библиотеке им. Ленина за 250 тыс. рублей.
Архив С. Есенина после смерти его жены С. Толстой оказался в руках некой Чеботаревской, не имеющей никакого отношения к семье поэта. Только после длительных переговоров Государственному литературному музею удалось за большую сумму приобрести этот архив.
Наследники скульптора В. Мухиной соглашаются отдать в Третьяковскую галерею имеющиеся у них скульптурные произведения лишь за огромную сумму — 700 тыс. рублей.
Сосредоточение многих фондов в частных руках ведет к тому, что материалами и документами, представляющими большую культурную ценность, не может пользоваться научная общественность.
Архив великого русского художника Сурикова не был в свое время сдан в государственное хранилище и попал в руки его дочери — жены художника Кончаловского. Третьяковская галерея неоднократно предлагала купить произведения Сурикова, но наследники предпочитают держать эту ценность у себя дома. Архивом художника по существу пользуется только родственник Кончаловского — искусствовед В. Кеменов. Опубликование ряда документов Сурикова стало основой для его докторской диссертации.
Не сдан на хранение государству и обширный архив А. Фадеева. Доступ к этому архиву имеет лишь один человек — зам. председателя комиссии по наследию писателя С. Преображенский. Он по своему усмотрению публикует документы из архива.
В частных руках находятся архивы писателей А. Новикова-Прибоя, М. Пришвина, В. Вишневского, К. Тренева, В. Луговского, Ю. Тынянова, П. Павленко и других. Даже письма А. М. Горького до сих пор хранят у себя литературовед И. Груздев и другие лица.
Большие художественные ценности, скупленные у наследников писателей и художников, находятся в руках у некоторых т. н. коллекционеров. Литературовед И. Зильберштейн владеет крупнейшей в стране коллекцией картин русских и советских художников. Писатели И. Андронников и В. Лидин сумели собрать ценнейшие литературные материалы, которыми не обладают государственные библиотеки и хранилища.
Все эти факты стали возможными только потому, что у нас нет должного порядка в учете, выявлении и использовании творческого наследия писателей и работников искусств. Хранение творческого наследия деятелей культуры в частных руках ведет к порче, а зачастую и утрате материалов и документов, представляющих большой интерес для советской науки и культуры.
Органы Министерства культуры и архивы не обладают соответствующими правами и по существу лишены возможности выявлять и вести учет творческого наследия писателей, художников, композиторов.
Исходя из вышеизложенного, Отдел культуры ЦК КПСС считает целесообразным в законодательном порядке объявить государственным достоянием творческие материалы и документы умерших деятелей литературы и искусства.
Следовало бы возложить на Министерство культуры СССР и Министерство внутренних дел СССР, в ведении которого находятся архивы, учет и хранение указанных материалов и документов.
Эта мера полностью соответствует ленинским идеям об организации архивного дела в нашей стране. Известно, что В. И. Ленин неоднократно подчеркивал важность собирания и тщательного хранения материалов и документов, оставшихся после смерти выдающихся деятелей науки, техники, литературы и искусства. Ленинским декретом «О реорганизации и централизации архивного дела» от 1 июня 1918 года был создан Государственный архивный фонд. Декретом СНК РСФСР в 1919 году архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых были переданы в государственные библиотеки и музеи.
Объявление творческого наследия выдающихся деятелей литературы и искусства государственным достоянием обеспечит сохранение культурных ценностей и использование их в интересах культуры. Эта мера ликвидирует злоупотребления в хранении и публикации творческого наследия и в то же время не нанесет серьезного материального ущерба наследникам писателей, художников и композиторов. Они, согласно существующему закону об авторском праве, будут в течение 15 лет получать 50% авторского гонорара за публикацию этих материалов и документов.
В целях упорядочения дела передачи в государственные хранилище (музеи, выставки, архивы) произведений изобразительного искусства, оставшихся после смерти художников и скульпторов, необходимо осуществлять принудительный выкуп этих произведений по цене, установленной соответствующими организациями. Такая мера предусмотрена Законом об авторском праве. Однако эта статья закона практически органами культуры почти не применяется.
Было бы целесообразно поручить Министерству культуры СССР и Министерству финансов СССР с привлечением Союза художников СССР подготовить Положение о порядке принудительного выкупа произведений изобразительного искусства, представляющих общественный интерес.
Просим рассмотреть на заседании Комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей вопрос о серьезных недостатках в организации государственного хранения творческого наследия деятелей литературы и искусства.
Проекты постановления ЦК КПСС, Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении государственным достоянием творческого наследия деятелей литературы и искусства, постановления Совета Министров Союза ССР «О порядке организации государственного хранения и использования в культурных целях творческого наследия деятелей литературы и искусства» прилагаются.
Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д. Поликарпов
Инструкторы Отдела В. Баскаков
Г. Коняхин
Помета сверху на полях л. 55: «Налоги!»