Формирование рабочего класса в Казахстане и его связь с трудящимися аула

formirovanie rabochego klassa v kazahstane i ego svyaz s trudyashhimisya aula Декреты новой власти

Конец XIX и начало XX века ознаменовались появлением в Казахстане первых отрядов рабочего класса — составной части российского пролетариата, поднимавшего и сплачивавшего всех трудящихся, в том числе и трудящихся национальных окраин, на освободительную борьбу. На формировании этого класса в условиях Казахстана сказывались социально-экономические последствия длительной колониальной эксплуатации. Колониализм сковывал развитие производительных сил края, препятствовал росту фабрично-заводской промышленности. Здесь тогда находилось 0, 7 процента всех предприятий Российской империи, на которых было занято 0, 2 процента рабочих страны и выпускалось 0,3 процента всей продукции цензовой промышленности.

Аграрно-сырьевая специализация, поддерживаемая колониальной зависимостью и всей внеэкономической мощью капитализма, закрепляла и консервировала исторически сложившиеся различия в уровне производительности труда между метрополией и колонией и обусловливала экономическое отставание Казахстана, как и других колониальных окраин царской России. Это отставание проявлялось прелсде всего в несравненно более медленном развитии производительных сил главным образом ведущей сферы современного производства — крупной промышленности.

Капиталистическая промышленность в Казахстане возникла в сфере первичной обработки сельскохозяйственного сырья. Во второй половине XIX столетия почти во всех областях Казахстана действовали кожевенные, шерстомойные, мыловаренные, винокуренные, салотопенные и другие заводы, водяные и ветряные мельницы и т. д., которые работали на дешевом местном сырье.

Но все эти промышленные предприятия были еще мелкие, кустарные и находились на весьма низком техническом уровне. На территории четырех степных областей к концу XIX века насчитывалось 335 кожевенных, салотопенных, овчинных, шерстомойных, мыловаренных, свечных, маслобойных предприятий, на которых было занято 3 259 рабочих и производилось ежегодно товаров на 2 829 тысяч рублей. На каждый завод в среднем приходилось по 10 рабочих и продукции на сумму около 9 тысяч рублей, что свидетельствует о крайне мелких размерах этих предприятий.

Наряду с предприятиями по первичной обработке сельскохозяйственного сырья развивался и рыбный промысел, особенно в районах Западного Казахстана. Первые рыбные промыслы здесь возникли в районах Мангышлака и Гурьева, на Урале и восточном берегу Каспийского моря. На этих промыслах работали многие казахские бедняки.

Одной из основных отраслей местной промышленности Казахстана являлось горнодобывающее производство. Еще в первой половине XIX века в ряде районов Северного и Восточного Казахстана открываются золотые прииски. Особенно быстрыми темпами развивается золотопромышленность на казахстанском Алтае, где в 1895 году насчитывалось 88 приисков. В этот период в Казахстане, особенно в его восточных районах, развивалась горнорудная промышленность, строились медеплавильные заводы, рудники, которые снабжали заводы медными и серебро-свинцовыми рудами. Однако горная промышленность Казахстана развивалась медленно, базировалась на отсталой, примитивной технике и на ручном труде.

Во второй половине XIX века заметное развитие получила соляная промышленность в Казахстане. Соляные промыслы появились на Эльтоне, Баскунчаке, в Илецке и других районах края. Отсюда по железной дороге и по водным путям соль отправлялась в центральные промышленные районы России, Сибирь и на Алтай.

В описываемый нами период на территории Казахстана началось строительство железных дорог, которые были призваны обеспечивать быструю и дешевую переброску во внутренние губернии России среднеазиатского хлопка и другого сельскохозяйственного сырья, а в Среднюю Азию и Казахстан — изделий русской промышленности. В 1888 году была построена Закаспийская железная дорога, открывшая путь для русских купцов и промышленников к богатейшим источникам сырья и рынкам сбыта на востоке России. В 90-х годах была введена в эксплуатацию Сибирская железная дорога. В. И. Ленин в 1901 году писал: «Закаспийская дорога стала «открывать» для капитала Среднюю Азию, «Великая Сибирская дорога». . . открывала Сибирь. . . ».

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий