Союз рабочего класса и крестьянства в Казахстане

sojuz rabochego klassa i krestyanstva v kazahstane Революция

Помощь со стороны русского рабочего класса в деле социалистического преобразования Казахской ССР укрепила союз рабочего класса и крестьянства в Казахстане и содействовала превращению союза рабочего класса и крестьянства Казахской ССР в дружбу между ними, а также между всеми народами СССР.

Значительно повысилась культура всех трудящихся. Выросла и закалилась в борьбе за социалистическое строительство новая народная интеллигенция Казахстана. Казахский народ, который до революции насчитывал 1—2 процента грамотных, выделил большое количество высококвалифицированных интеллигентов — инженеров, техников, агрономов, учителей, врачей, партийных и советских работников, писателей, артистов и др. В республике действовала широкая сеть высших и средних учебных заведений, в том числе 22 вуза, 83 техникума, 11 рабочих факультетов. В 1927 году среди инженерно-технических работников в промышленности Казахстана работало всего 14 казахов, в 1930—1931 гг. вузы республики выпускали в среднем 40—50 человек, в 1932 году —238 человек, а в 1937 году — 1 304 человека. Число окончивших техникумы с 1 250 в 1932 году увеличилось до 2 819 человек в 1937.году. С 1932 до 1937 года вузы и техникумы Казахстана выпустили 13 тысяч специалистов. Почти половину студентов вузов и техникумов составляли казахи. Удельный вес казахов среди студентов техникумов вырос с 44,3 процента в 1932 году до 48,3 процента в. 1936 году и среди студентов вузов соответственно 45,1 и 53,7 процента. Среди населения было уже свыше 70 процентов грамотных. Это была подлинная культурная революция.

Созданию рабочего класса, а также новой интеллигенции в Казахстане, как мы выше видели, помогали рабочие и интеллигенция всего Советского Союза и особенно передовых центров России. Они оказали помощь в строительстве крупной промышленности и очагов культуры, в обучении и выращивании кадров рабочего класса и интеллигенции Казахстана. Победа социализма и создание кадров новой социалистической интеллигенции привели к ликвидации вековой противоположности интересов между умственным и физическим трудом.

В результате, успешного выполнения первого и второго пятилетних планов в Казахстане была значительно ликвидирована та патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость, о которой говорил В. И. Ленин в 1921 году. На XVII съезде партии в 1934 году было отмечено, что из имевшихся в стране, при введении новой экономической политики, пяти общественно-экономических укладов уже не существовало первого — патриархального, третьего — госкапиталистического, четвертого — частнокапиталистического, второй общественно-экономический уклад — мелкое товарное производство — оттеснен на второстепенные позиции, а пятый общественно-экономический уклад — социалистический уклад — является безраздельно господствующим и единственно-командующей силой во всем народном хозяйстве. Таким образом, патриархальный общественно-экономический уклад не существовал уже в 1934 году, а в 1937 году социалистическая система хозяйства была единственной, всеохватывающей и монолитной системой хозяйства, безраздельно господствующей во всем народном хозяйстве в целом.

На XVIII съезде Коммунистической партии при подведении итогов второй пятилетки были выразительно изображены огромные достижения союзных республик, особенно на Востоке страны во всех сторонах их жизни и развития. «Во всех союзных республиках СССР, — сказано в резолюции съезда, — достигнуты значительные успехи в деле индустриализации и подъема материально-культурного уровня населения, в создании национальных большевистских кадров, в. подъеме всей национальной, социалистической по содержанию, культуры. Особенно велики были темпы материального и культурного подъема у народов Советского Востока». Для них, как и для казахского народа, это означало ликвидацию вековой отсталости, унаследованной от дореволюционного прошлого.

Оцените статью
Биографии Героев и писателей СССР
Добавить комментарий