Феодально-иерархическая пирамида землепользования

В процессе превращения первобытно-общинного строя в феодальный собственность на пастбища и другие земельные угодья по форме оставалась общинной, по существу постепенно она также превратилась в собственность феодальной аристократии и стала экономической основой для ее господства и для эксплуатации бедных и зависимых от нее сородичей (консы) и рядовых родовичей (шаруа), а также чужеродцев (крме). Также применялся труд рабов, не выходивший, однако, за пределы домашнего рабства (кулы).

Уже родовая аристократия, имея большие стада скота, фактически пользовалась большей и лучшей частью общинных земель, превращала эти земли в свою частную собственность. При возникновении феодальных отношений сословная аристократия фактически стала безраздельным собственником всех бывших родовых земель. Она неограниченно распоряжалась всеми землями и устанавливала порядок их использования как феодалами, так и зависимыми от них трудящимися скотоводами.

Сложилась своеобразная феодально-иерархическая пирамида землепользования, прикрытая и замаскированная родовыми формами. Так, например, низовые представители феодальной аристократии (аксакалы, бии), распоряжаясь и владея территорией общинного пользования известного ответвления рода, сами входили со всеми своими землями и зависимыми от них скотоводами во владения более высших представителей феодалов (биев), распоряжавшихся территорией всего данного рода; а бии в свою очередь подчинялись еще более высоким представителям феодальной аристократии (султанам, ханам), которые владели и распоряжались территорией целых жузов или орд, объединявших многие роды.

Временами на такой основе создавались, хотя временные и неустойчивые, еще более крупные объединения территории, охватывающие казахский народ в целом (ханство). Во всей этой пирамиде низшие слои феодальной аристократии находились в вассальной зависимости от высших, и все они вместе эксплуатировали огромную массу кочевников-скотоводов.

При всех социально-экономических превращениях, которые имело казахское общество, важной чертой является сохранение им в основном родовых отношений в землепользовании и быту. Пережитки родового строя в землепользовании и быту существовали вплоть до периода социалистических преобразований. И это не случайно. Сохранение форм родовых отношений обусловлено экономической необходимостью, вытекает из материальных условий жизни казахов — из кочевого скотоводства, которое лежало в основе хозяйственной жизни казахского аула.

Кочевое скотоводство — это такая система хозяйства, при которой общинно-родовая форма землепользования является устойчивой, даже более устойчивой, чем территориальная община в патриархальном земледелии. В земледелии, как и в скотоводстве, главным средством производства является земля. Известно, что с развитием производительных сил и частной собственности, когда становится возможным обработка земли силами и средствами отдельных семей, эти семьи обособляются, создают свои частные хозяйства. При этом каждой такой семье из общинных земель выделяется надел. В таких условиях общинные отношения обычно сводятся только к совместному использованию не основных земельных угодий (выгон, лес, рыбные угодья и т. д.). Так родовая община превращается в сельскую (оседлую общину с расселением отдельных семей на вновь занятых и завоеванных землях) вне зависимости от родственных связей между членами общины. Родовая общность окончательно заменяется территориально соседскими экономическими связями. Основные признаки рода окончательно исчезают. Иногда, например в Западной и Центральной Европе, надел превращался в частную собственность (марка).


Другие записи: